Как сообщает газета «Хювудстадсбладет», корреспондент которой присутствовал на процессе, судья Геннадий Смирнов даже не пытался скрыть отрицательного отношения к истцу, засыпая его такими вопросами: «Вы что, пытаетесь пересмотреть условия мирного договора между Советским Союзом и Финляндией? Что же, теперь всю бывшую финскую недвижимость следует вернуть прежним владельцам? Где вы были все эти годы?»
Хотя российские адвокаты Калле Пауласа ссылались на никем не отмененный советский закон 1922 года, согласно которому наследники имели право получать свою собственность, где бы они ни находились, суд отказался рассматривать дело как иск частного лица. Было вынесено политическое решение. Мирный договор 1940 года между Финляндией и Советским Союзом, как посчитал судья, перечеркнул все права наследования.
Тем не менее потомки финских владельцев недвижимости на землях Карельского перешейка и Карелии, отошедших в результате двух войн – Зимней и ее «продолжения» 1941–1944 гг. к Советскому Союзу, восприняли итоги процесса со сдержанным оптимизмом. Ведь это был первый суд в России по пересмотру собственности, сделавший возможным дальнейшие иски по реституции. Идея процесса принадлежит финскому юристу Кари Сильвеннойену, который взялся с прошлого года представлять интересы 88 бывших владельцев недвижимости на нынешней территории России.
Европейский суд по правам человека, куда был послан первоначальный запрос, сообщил, что прежде всего нужно обратиться в российские суды, и если там будет получен отказ, дело перейдет на европейский уровень. По мнению инициаторов процесса, шансы в сегодняшней Европе у них есть. В этом году в итальянском Триесте состоялся первый конгресс изгнанников всех национальностей, потерявших свою собственность в результате перекройки европейских границ в ХХ веке. Кари Сильвеннойен и его единомышленники присутствовали на этом форуме, вернувшись оттуда в приподнятом состоянии духа. «Локомотивом», который может дотянуть весь состав изгнанников до конечной станции, выступает Истрийский союз, объединяющий 300 тыс. итальянцев, лишившихся после войны своей собственности на Истрийском полуострове, перешедшем к Югославии (сегодня одна его часть принадлежит Хорватии, другая – Словении). Правительство Италии взяло на себя субсидирование этой организации, открывшей собственное представительство при Евросоюзе. Адвокаты Истрийского союза утверждают, что ЕС склоняется к тому, чтобы оплатить владельцам стоимость их недвижимости по сегодняшним рыночным ценам. Поддержки Брюсселя в своих спорах с Россией ныне добиваются и финские собственники.
Харри ХЕЛЕНИУС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в РФ: – Граница между Россией и Финляндией определена Парижским мирным договором 1947 года. Когда Финляндия выплачивала СССР репарации по итогам Второй мировой войны, Москва и Хельсинки договорились о том, что ни одна из сторон более не имеет к другой претензий. Это касается и движимого, и недвижимого имущества. Но частное лицо может обратиться в суд по любому вопросу и попробовать доказать правоту своих требований. Я считаю, что если гражданин Финляндии отстаивает свои претензии в Выборгском суде, то он имеет на это полное право. Российский гражданин также может обратиться в финский суд по интересующей его проблеме. Другой вопрос – реально ли выполнение требований, выдвинутых истцом. В Финляндии подобные обращения в суд – не редкость, и претензии порой выдвигаются совсем уж нереалистичные. Подготовил Алексей АНДРЕЕВ |