Posted 11 ноября 2007, 21:00

Published 11 ноября 2007, 21:00

Modified 8 марта, 08:32

Updated 8 марта, 08:32

Замороженные сердца

11 ноября 2007, 21:00
Столбик термометра опустился ниже нулевой отметки. В результате десятки человек по всей России погибли от переохлаждения, а сотни попали в больницы. Ежегодно «генерал Мороз» уносит двести жизней в одной только Москве. Далеко не все из них спившиеся, опустившиеся люди. Насмерть замерзают молодые мужчины, приехавшие в го

В их гибели винить нужно не столько вполне привычные для наших широт холодные зимы, сколько преступное равнодушие прохожих и врачей «Скорой помощи», которые нередко игнорируют «уличные» вызовы. Свою лепту вносит и система соцзащиты: мест в приютах постоянно не хватает. В этом году синоптики обещают суровую зиму, а это значит, что количество жертв мороза и нашего общего безразличия будет только увеличиваться.

В Москве за последние две недели девять человек пали жертвой мороза. Похолодание до плюс 2–3 градусов ночью привело к тому, что 7 ноября в Краснодаре три человека скончались от переохлаждения, передает собкор «НИ» в регионе Сергей Перов. В больницы Петербурга с понижением суточных температур до минус 2–3 градусов начали поступать люди с обморожениями и переохлаждением, сообщает собкор «НИ» в регионе Наталья Шергина. По данным городского медицинского пресс-центра комитета по здравоохранению, только за сутки с 7 по 8 ноября с диагнозом обморожение был госпитализирован один человек, а с диагнозом переохлаждение – 14 человек.

Не пил, не курил, замерз

По словам экспертов, бездомные составляют лишь часть от общих жертв мороза. «Многие оказываются на улице по семейным причинам, что понятно: в России 75 из сотни браков распадаются, – рассказала «НИ» Анна Федотова, член совета движения «Курский вокзал. Бездомные дети». – Как правило, из семьи уходит мужчина, оставляет жилплощадь, уезжает на заработки в Москву, отворачивается, допустим, чтобы позвонить, и остается без денег и документов. А сейчас нередки случаи, когда мама с грудным ребенком оказывается на улице – по новому Жилищному кодексу собственник квартиры может оттуда выписать любого человека, даже собственную жену».

По словам медиков, до 80% людей, поступающих в больницы с обморожениями, находились в состоянии алкогольного опьянения. «Не следует вести речь только об асоциальных личностях, – рассказал «НИ» врач ульяновской больницы скорой медицинской помощи Владимир Давыдов. – Случается, что вполне благополучный гражданин лишнего выпил в гостях. Такие часто замерзают на остановках общественного транспорта».

Огромное количество людей гибнет от мороза в результате роковой случайности. Например, от сердечного приступа, как это произошло с игроком «Что? Где? Когда?» Дмитрием Коноваленко в феврале этого года. По словам свидетелей, он упал, однако никто из прохожих не вызвал «скорую». Когда Дмитрия нашли сотрудники милиции, он был уже мертв. Похожий случай произошел два года назад в Краснодаре. Офицер, участник войн в Афганистане и Чечне после отставки получил квартиру в городе и устроился на работу в коммерческую фирму. На автобусной остановке мужчине стало плохо с сердцем, он лег на скамейку, а начавшийся снегопад стал засыпать лежащего. Автобусы подходили и уезжали, на остановке было много людей, но никто не вызвал «скорую помощь» прилично одетому немолодому мужчине. И только соседка офицера, когда рассвело, узнала его и вызвала «Скорую». К сожалению, спасти человека врачи не успели. На скамейке он провел больше двух часов и умер от сердечной недостаточности по пути в больницу.

Немало случаев, когда погибший от холода был избит и оставлен умирать на улице. «Например, в прошлом году в зале ожидания на вокзале мы нашли пенсионерку Марию Беседину, – рассказала «НИ» координатор движения «Друзья на улице» Наталья Маркова. – Ей было 78 лет, она приехала из Краснодара в Москву искать родственников. Здесь у нее отобрали деньги и документы, избили и бросили замерзать на улице. Прибывшая «скорая» поначалу отказывалась ее брать, но кое-как нам удалось уговорить врачей. К сожалению, спустя два дня женщина умерла в больнице».

Собак жалеют, людей – нет

Эксперты убеждены: главная причина огромного количества жертв мороза – равнодушие. Так, сердобольные работники метрополитена оставляют погреться собак в подземных переходах, но немилосердно гонят на мороз людей. «На помощь ближнему сейчас наложено табу, – рассказала «НИ» психолог Анна Косинова. – Увидев человека, лежащего на улице, прохожие подсознательно стараются держаться от него подальше, как будто его несчастье заразно».

Медики утверждают, что большинство замерзших насмерть людей можно было спасти, если бы «скорая» была вызвана своевременно. Другое дело, что к бездомным их вызывают нечасто. «Люди боятся соприкасаться с чужой бедой, брать ответственность на себя, – рассказала «НИ» Анна Федотова. – Ведь надо вызвать «скорую», дождаться ее, убедить взять человека, потом узнать номер больницы, позвонить туда, узнать, что он доехал благополучно. Бывали случаи, когда человек умирал в дороге и его по пути просто выбрасывали».

Действительно, каждый вызов кареты правозащитники сравнивают с игрой в «русскую рулетку»: примут – не примут. Жительница Ульяновска Елена Новикова рассказала «НИ», как однажды пыталась помочь замерзшему у подъезда бродяге. «Мужчину никто не хотел забирать – ни «скорая», ни милиция. Так и сказали: куда мы его повезем, мол, таких сотни по всему городу, – рассказывает женщина. – В итоге сама отогревала его чаем из термоса».

Причем даже если медики и согласятся принять пострадавшего бездомного, то отношение к нему будет, мягко говоря, прохладным. «Пятидесятилетнего бездомного мужчину около Трех вокзалов покусала собака, – рассказала «НИ» Анна Федотова. – Через несколько дней укус воспалился, к тому же он отморозил ноги и на момент вызова «скорой» уже два дня не мог ходить. Приезжает молодой фельдшер, спрашивает: «Где эта псина?» Я думаю, может, хочет узнать, бешеная была собака или нет. А оказывается, он про мужчину спрашивал. До больного фельдшер даже не дотронулся, сказал: «Пусть сам идет до машины». Бездомному пришлось ползти на четвереньках, пока мы ему не помогли».

На дне

Впрочем, даже те бездомные, которых увезла «скорая», не могут почувствовать себя в безопасности. Попасть в приют суждено далеко не всем. Коек в столичных приютах в несколько раз меньше, чем претендентов на них. По данным организации «Курский вокзал. Бездомные дети», в российских гостиницах для бездомных всего 3 тыс. койкомест, при том, что около 4,5 млн. взрослых россиян живут на улице.

В столичной единой системе учета бездомных граждан зарегистрировано более 5 тыс. человек. А московские социальные приюты способны вместить лишь 1,5 тыс. людей. И все же, по данным столичного департамента социальной защиты населения, в гостиницах для бездомных есть пустующие места: летом приюты заполнены на 70%, а зимой – на 90%. Чиновники убеждены: сами бездомные не хотят иметь крышу над головой. «Один из основных принципов оказания социальной помощи – добровольность и заявительный характер, – пояснил «НИ» начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам департамента соцзащиты населения Москвы Андрей Пентюхов. – Принудительное оказание социальной помощи законодательством не предусмотрено».

Однако, по мнению правозащитников, социальные приюты сами дают от ворот поворот замерзающим бездомным, особенно если те приехали из других городов. «По официальной статистике, 89% бездомных приехали из других регионов России и стран ближнего зарубежья, – рассказала «НИ» член совета движения «Курский вокзал. Бездомные дети» Анна Федотова. – По существующему законодательству они имеют право находиться в приютах не больше месяца. Потом их отправляют обратно, в родной город: мол, дальше выкручивайтесь сами. Откуда 62% столичных бездомных, собственно, и уехали на заработки. Федеральной программы помощи таким людям пока нет».

Согреться любой ценой

Те, кому не досталось места в приюте, окажутся на улице. В самом прямом смысле этого слова. В большинстве крупных городов чердаки и подвалы замурованы. «Бомжи пытаются обогреваться у костров на горячих трубах и получают глубокие ожоги, до 2–3-й степени, с некрозом тканей», – рассказал «НИ» заведующий здравпунктом для лиц без определенного места жительства при инфекционной больнице № 30 Анатолий Курковский.

«Другой способ согреться – выпить, – пояснила «НИ» фельдшер 15-й подстанции «Скорой помощи» Алина Гринько. – Именно зимой количество пьющих бездомных увеличивается в несколько раз. Причем пить начинают люди, которые до этого не притрагивались к бутылке, и даже дети. Однако на самом деле алкоголь только расширяет кровеносные сосуды, увеличивая теплоотдачу организма, при этом человек даже не понимает, что замерзает»…

Эксперты убеждены: сотни человек, замерзшие зимой, – это показатель состояния нашего общества. «Несмотря на то, что уровень жизни в целом повысился, помощь бродягам зачастую порицается, – уверен социолог Антон Далецкий. – Возможно, поэтому количество государственных ночлежек у нас остается прежним, несмотря на то, что число бездомных постоянно растет. Увы, на бумаге такая логика понятна: чем меньше ночлежек, тем якобы меньше нищих и бездомных, и тем выше показательный уровень жизни в городе».

ШВЕДЫ НИКОГДА НЕ ПРОЙДУТ МИМО ЛЕЖАЩЕГО НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКА

Не так давно в центре Стокгольма была устроена необычная акция протеста. Посреди площади стояла кровать, на которой молодая парочка занималась любовью в окружении массы зевак и журналистов. Это были бездомные, решившие привлечь внимание к нехватке ночлежек в шведской столице. Ежегодно в десятимиллионной Швеции с наступлением холодов замерзает насмерть около 50 человек. В подавляющем большинстве случаев это бездомные, которым не удалось найти места в социальном приюте. По закону каждый житель страны имеет право на крышу над головой и денежное пособие. За соблюдением этого права граждан отвечают коммуны. Тем не менее, в Швеции насчитываются тысячи бродяг, не имеющих собственного жилья. Это наркоманы или алкоголики, не успевшие вовремя оплатить квартплату, психически больные люди и бродяги «с принципами», отказывающиеся от помощи государства. Спасением для всех этих людей могли бы стать ночлежки, но мест в них катастрофически не хватает. Многие бездомные, совсем как в известном рассказе О.Генри, специально совершают преступления, чтобы пережить холодные времена в комфортабельной тюремной камере. Число замерзших насмерть было бы еще больше, если бы не человеческая отзывчивость. Шведы никогда не пройдут мимо лежащего на улице человека, обязательно помогут, вызовут полицию и скорую помощь. Умирают от холода те, кто забрался подальше от людских глаз – в парки или шалаши, построенные в лесу.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

ПОЛЬСКИЕ БОМЖИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРИЮТУ БУТЫЛКУ

Две недели назад польские полицейские начали отлов бездомных. Впрочем, исключительно с благими намерениями: их собираются отправить в приюты на зимовку. Однако правоохранительные органы столкнулись с непредвиденными трудностями. Дело в том, что местные бродяги, облюбовавшие себе в качестве жилплощади канализационные люки, подвалы, чердаки и подсобные помещения под мостами, частенько не желают переезжать. В большинстве своем бомжи злоупотребляют алкоголем, а польские приюты категорически запрещают даже прикасаться к спиртному. Страсть к алкоголю оказывается сильнее инстинкта самосохранения: бездомных не впечатляет ни то, что за последнюю неделю от холода и снегопада погибли восемь человек, ни то, что минувшей зимой в стране замерзли насмерть более 250 человек. Полиция проводит с бездомными профилактические беседы, убеждая сограждан, что, несмотря на то, что более полутора сотен польских приютов уже сейчас заполнены под завязку, места хватит всем.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

Подпишитесь