Вчера Азовское и Черное моря превратились в зоны бедствия для российских и иностранных судов. Ветер уже к утру усилился до 30 м/сек., высота волн в некоторых районах превышала пять метров. Прогнозы метеорологов были неутешительными, они констатировали дальнейшее ухудшение погоды. Сильный шторм стал виновником крушения нескольких танкеров и сухогрузов. Так, в 5 утра танкер «Волганефть-139», который перевозил из Самары на Украину более четырех тыс. тонн мазута, просто раскололся пополам на высокой волне. «На борту судна находились 13 человек, – рассказала «Новым Известиям» заместитель начальника отдела информации и связей с общественностью Южного регионального центра МЧС России Марина Костюкова. – Все они остались дрейфовать в кормовой части танкера. Из-за непогоды спасательным буксирам не удается вплотную к ней подойти, однако двое человек уже благополучно эвакуированы. Жизни и здоровью остальных ничто не угрожает».
В экстремальных условиях сотрудникам МЧС пришлось вести спасательные работы. Как пояснила «НИ» сотрудник отдела информации и связей с общественностью Южного регионального центра МЧС Виктория Тарасова, применить имеющийся у спасателей вертолет Ка-32 из-за сильного ветра было невозможно. Однако проблема не только в этом: из расколовшегося надвое танкера в морскую воду вылилось значительное количество мазута. «В воде оказалось около 1200 тонн, – уточнила Марина Костюкова. – К счастью, дальнейшего разлива мазута не происходит, поскольку не все резервуары пострадали при крушении». Правда, по данным Росприроднадзора, в море вылилось не менее двух тыс. тонн ядовитого топлива. Новороссийская транспортная прокуратура уже возбудила уголовное дело сразу по двум статьям Уголовного кодекса – «загрязнение вод» и «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Вчера же утром в порту «Кавказ» затонул и российский сухогруз «Вольногорск» с 2,5 тонны серы на борту. «Экипаж этого судна состоял из восьми человек, – сообщила «НИ» Виктория Тарасова. – Люди сумели перебраться на плот, и их прибило к берегу. Все моряки спасены. Их уже обнаружили пограничники. Прибывшие на берег бригады медиков оказали им первую медицинскую помощь». О причинах крушения этого судна пока ничего не известно. Почти 2,5 тыс. тонн серы попали в воду, однако в данном случае угрозы среде, похоже, не будет, ведь сера находилась в герметичных резервуарах, и ее легко соберут.
Старший помощник транспортного прокурора Краснодарского края Елена Великова сообщила «Новым Известиям», что из-за шторма в Керченском проливе в аварийном состоянии сейчас находится еще один танкер аналогичного класса – «Волганефть-123». В корпусе танкера образовалась трещина, но пока ее размеры не увеличиваются. «Принимаются меры, чтобы поставить судно вдоль береговой линии, чтобы оно могло противостоять давлению ветра и волн. Вопрос об ответственности капитанов судов, которые стояли на рейде и были предупреждены о шторме, безусловно, будет решен в соответствующем порядке. А сейчас главное предпринять неотложные меры по спасению людей и ликвидации последствий катастрофы», – сказала представитель прокуратуры.
Транспортный прокурор Новороссийска Максим Степаненко заявил «НИ», что предупреждение о шторме было получено капитанами судов еще в субботу в 17 часов, и причины, по которым они не приняли мер к тому, чтобы увести свои суда в безопасное место, будет выяснять следствие. Пока возбуждены уголовные дела по статьям «Загрязнения вод» и «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Прокурор Степаненко заявил «НИ», что «одной из причин нынешнего бедственного положения является неприспособленность судов типа «Волганефть» к таким морским штормам».
Помимо российских кораблей, пострадали и иностранные. Так, около полудня в районе Новороссийска на мель село турецкое судно. Никто из членов экипажа не пострадал. Потерпел бедствие и корабль под грузинским флагом.
Впрочем, экологи уже сейчас бьют тревогу. По их убеждению, даже той нефти, которая вылилась из российского танкера, более чем достаточно для серьезных проблем. «Это самая настоящая экологическая катастрофа, – уверенно заявил «НИ» сопредседатель общественной экологической организации «Экозащита» Владимир Сливяк. – Несколько тысяч тонн нефтепродукта – страшный урон для любого моря. Нефтепродукты имеют токсические свойства и в таком количестве способны полностью протравить экосистему моря». По мнению эколога, ловить и употреблять в пищу рыбу из зоны бедствия будет невозможно. «Беда в том, что большое количество нефтепродуктов опустится на дно, – продолжает Владимир Сливяк. – Боюсь, что с поверхности воды мазут при помощи специальных абсорбирующих веществ соберут, а вот осевший на дно даже не станут трогать». По словам эколога, последствия этой катастрофы придется устранять около года.
В Новороссийском морском пароходстве «НИ» сообщили, что на помощь уже вышло спасательное судно «Светломор». Оно оборудовано специальными устройствами для сбора углеводородов с воды. Но приступить к работе судно сможет только тогда, когда на море уляжется волнение.