Сейчас право привлекать средства во вклады физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее 2 лет. Никаких специальных ограничений, касающихся работы с населением, для них по объему собственных средств нет. Единственное условие относительно размера уставного капитала должно соблюдаться еще при регистрации – он должен составлять не менее 169,879 млн. руб. А дальше, проработав два года, банк уже сам решает, идти ему «в народ» или не стоит.
Если законопроект будет принят окончательно, а потом одобрен Советом Федерации и подписан президентом, два года работы перестанут быть обязательными. Главное, чтобы соблюдалось условие об уставном капитале или размере собственных средств. Они должны быть не менее суммы рублевого эквивалента в 100 млн. евро. Также банк-новичок обязан раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о тех, кто принимает участие в его управлении.
Как рассказали «НИ» в комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, «идея этого закона появилась еще у покойного ныне зампреда Центробанка Андрея Козлова». Однако он, по словам депутатов, предлагал ограничить размер уставного капитала суммой в 20 млн. евро. Авторы поправок решили ее увеличить, и не как-нибудь, а в пять раз. Объясняют они это большей безопасностью вкладов наших граждан. «У банка должна быть возможность покрыть убытки, если он обанкротится», – считают народные избранники.
Также в Госдуме убеждены, что поправки в закон будут стимулировать приток иностранного капитала в Россию, причем не спекулятивного. Дело в том, что многие иностранные банки, некоторые из которых существуют более 200 лет, приходя работать на наш рынок, не могут по существующему закону сразу принимать вклады от населения. Двухлетний срок ожидания действует для всех, хотя сама международная репутация банка, который открывает у нас свою «дочку», свидетельствует: подобная проверка его на прочность ничем не оправдана. К тому же уставным капиталом в 100 млн. евро обладают единицы, это самые крупные банки. Новые нормативы, по замыслу авторов законодательной поправки, привлекут крупные, а, следовательно, более устойчивые к разного рода кризисам иностранные кредитно-финансовые учреждения и одновременно создадут дополнительные условия для конкуренции на этом рынке, «что не может не пойти на пользу потребителям».
Отметим, что за последние пять лет доля иностранного участия в уставном капитале отечественных банков в среднем увеличилась с 7 до 22%. Это и радует, и тревожит специалистов, которые порой опасаются, что иностранный капитал в скором будущем начнет доминировать в российской банковской сфере. Наши банкиры ведь к такой конкуренции пока всерьез не готовы. Гражданам же банковский патриотизм, как правило, не свойствен – им главное, чтобы проценты по вкладам были повыше, а по кредитам – пониже.
В Ассоциации российских банков (АРБ) на законодательные поправки смотрят, мягко говоря, сдержанно. Вице-президент АРБ Анатолий Милюков сообщил «НИ»: «Цифра в 100 млн. – это некое механическое условие. Я не в восторге от такого решения». Единственный плюс, по его словам, состоит в том, что «старые маленькие банки ЦБ решил не трогать, ведь ограничения вводятся лишь для вновь созданных». «Конечно, крупные банки более надежны, но укрупнять банковскую сферу нужно не запретительно-ограничительными мерами, а создавать благоприятные условия для добровольного слияния мелких банков», – убежден г-н Милюков.