Не сходится

7 ноября 2007, 00:00
Вчера было опубликовано заключение Счетной палаты (СП) об исполнении федерального бюджета за 2006 год. Государство, как выясняется, недобрало в доходах и при этом не смогло потратить более полутора сотен миллиардов рублей. Аудиторы констатируют также: макроэкономические показатели в главном финансовом документе прогноз

Аудиторы провели в ходе проверки 204 так называемые контрольные мероприятия, которые и привели к неутешительным выводам. Так, например, в стране насчитывается всего 111 главных распорядителей казенных средств. При этом 82% из них, как установила СП, тратят деньги не так, как указано в главном финансовом документе. Суммарное недовыполнение расходов федерального бюджета составило 159 млрд. руб. С поступлением средств тоже есть проблемы: в прошлом году бюджет недополучил 61,5 млрд. руб. утвержденных налоговых и неналоговых доходов.

В заключении СП также отмечается, что сохраняются неточности в прогнозировании макроэкономических показателей, а также недостаточность принимаемых мер по сдерживанию инфляции. Последняя констатация не только в прошлом, но и в этом году в доказательствах, думается, не нуждается. Аудиторы отмечают также недостатки в планировании федеральных расходов. Все это особенно расстраивает специалистов, если учесть, что в декабре 2006 года, то есть когда до конца исполнения оставались считанные дни, основные характеристики бюджета, как подчеркивает СП, были полностью уточнены.

Многие годы федеральный бюджет был дефицитным. Это, разумеется, плохо – государству не хватает денег, и от этого страдают все, кто от него зависит. Последние годы страна живет с профицитом – доходов больше, чем расходов. Но и это, как отмечают специалисты, плохо – хороший хозяин планирует заработки и траты точно. На государственном уровне ошибка даже в «лучшую» сторону означает, что деньги омертвляются. Чтобы все сходилось, нужно не просто хорошо считать.

По словам вице-президента РАЕН, руководителя Центра финансово-банковских исследований РАН Вячеслава Сенчагова, бюджеты нашей страны последних лет, как, впрочем, и новый, трехлетний, имеют сугубо инерционный характер и приспособлены исключительно для решения узких и краткосрочных задач в экономике. «Нет ориентации на перспективу. Мы не используем благоприятную рыночную конъюнктуру для модернизации», – сетует эксперт. По его мнению, при составлении финансового документа чиновники не учитывают высочайшего уровня дефицитов.

Напомним, что доходы федерального бюджета на 2007 год составляют 6,96 трлн. руб., расходы – 5,5 трлн. Таким образом, 1,5 трлн. руб. останутся в профиците. Он бы, может быть, и имел смысл, если бы не 3,5 трлн. в стабфонде, который фактически не имеет к бюджету никакого отношения. Получается, что 5 трлн. руб. сверхдоходов от торговли углеводородами остаются мертвым грузом. Верстая бюджет на 2008–10 годы, власть твердо решила отказаться от профицита, но получится ли это на деле, – большой вопрос. Ведь в «трехлетке» цена на нефть запланирована на уровне 50 долларов за баррель. Уж в будущем году такого точно не будет, уверяют едва ли не все эксперты. Значит, опять получим больше, чем потратим. «Дополнительные доходы – беда для экономики. Вместо того чтобы распланировать их на бюджетные траты, деньги отправляют в различные фонды», – комментирует ситуацию Вячеслав Сенчагов.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин оценивает ее еще жестче. «Профицит нужен, чтобы финансировать модернизацию наших конкурентов. Деньги, получаемые от торговли углеводородами, вкладываются на Западе», – пояснил специалист. Уровень же бюджетного планирования в нашей стране он оценил как «нулевой». К тому же, по его словам, даже те средства, которые запланированы бюджетом на те или иные нужды, далеко не всегда достигают объекта финансирования. «Некоторые расходные статьи недополучают от 1 до 10% выделенных средств. А те деньги, что были получены, субъекты не всегда могут использовать», – печально заметил г-н Делягин.

#Экономика #Новости #Кризис в России
Подпишитесь