В пятницу все восемь жертв взрыва были захоронены на городских кладбищах Тольятти. Среди преданных земле был и бывший студент социально-педагогического колледжа 21-летний Евгений Вахрушев, который пока считается главным подозреваемым. Семерых погибших хоронили торжественно, а вот Вахрушева – без всякой помпы, на загородном кладбище. По некоторым данным, сейчас мать Вахрушева находится под усиленной охраной милиции, которая опасается самосуда со стороны родственников других погибших и пострадавших. Однако жители Тольятти недоверчиво относятся к озвученной главой ФСБ России Николаем Патрушевым версии о том, что взрыв в городе – дело рук Евгения Вахрушева. По словам г-на Патрушева, проведенная экспертиза подтвердила «причастность этого лица к взрыву, и останки тела его тоже говорят о том, что взрывное устройство находилось на нем». В квартире у Вахрушева правоохранители обнаружили пакеты с удобрениями, а также гвоздики и алюминиевую проволоку, схожую с той, которую нашли на месте события. Проволока и удобрения есть у значительной части жителей Тольятти, поэтому им с трудом верится в убедительность этих улик.
По версии следствия, в автобусе сработало безоболочное взрывное устройство, представлявшее себой смесь аммиачной селитры с другими компонентами и взрывателем, в состав которого, вероятно, входил нитроглицерин. Уже в четверг стало известно, что эпицентр взрыва находился в центре автобуса на уровне метра от пола. Следователи выяснили личности всех погибших и провели у некоторых из них дома обыски.
По одной версии Вахрушев самостоятельно изготовил взрывчатку, по другой – получил уже готовую. Уже известно, что он увлекался компьютером и химией и вполне мог найти в Интернете рецепт самодельной бомбы. Психологи в отличие от жителей города считают виновность студента весьма правдоподобной. Молодой человек жил с 57-летней матерью и, по отзывам соседей, их семья вела очень замкнутый образ жизни. В последнее время он официально нигде не работал. Следователи считают, что Вахрушев не случайно отправился с бомбой на автобусный маршрут №2, который в Тольятти считается «студенческим». Одной из причин его ухода из колледжа стали осложнившиеся отношения с другими учащимися. Таким жестоким образом он мог отомстить всем студентам за свои обиды. «Евгений Вахрушев считается пока лишь подозреваемым, но если предположить, что это именно он взорвал автобус, то этому есть объяснение», – рассказал «Новым Известиям» директор Центра правовой психологической помощи Михаил Виноградов. Эксперт не исключает, что у молодого человека могло быть серьезное психическое заболевание: «Он был довольно мягкий и дружелюбный, но с 14–15 лет стал меняться по характеру и вести себя странно: неожиданно порвал со всеми друзьями и приятелями, избегал их, прятался от них, делал вид что не узнает их, – рассказал психолог. – Эти признаки указывают на серьезное психическое заболевание, которое часто начинается именно в подростковом возрасте».
Психологи предполагают, что осенью у молодого человека могло случиться очередное обострение и он решился на так называемое расширенное самоубийство. «При таком суициде человек старается «захватить с собой» как можно больше людей, – добавил Михаил Виноградов. – Так самоубийцы мстят более успешным людям». По версии психолога, Вахрушев желал «отомстить» за свою нелюдимость, замкнутость и проблемы жизнерадостным и веселым людям, поэтому и выбрал маршрут, которым обычно пользуются студенты.
Следствие рассматривает и другую версию: студент мог перевозить бомбу в другое место, но в дороге она случайно взорвалась. Около перекрестка автобус резко затормозил, нитроглицерин мог удариться об поручень или сиденье и сдетонировать. Однако эксперты-химики уверены, что если во взрыве виноват студент, то он должен был знать, на что шел: « Это вряд ли мог быть нитроглицерин – он слишком неустойчив, чтобы его можно было даже донести до автобуса, – заявил «НИ» специалист группы компании «Русхим» Алексей Туркин. – Такое вещество невозможно изготовить в домашних условиях на газовой конфорке, нужна специальная температура. Купить нитроглицерин тоже невозможно, его давно сняли с производства. Студент скорее пользовался бы смесью аммиака с селитрой, которая более устойчива. Но для того, чтобы их взорвать, нужен умысел – необходимо подводить провода. В таком случае студент уж точно бы знал, что должен погибнуть».
Тем временем взрыв в Тольятти успел стать причиной ряда провокаций. К примеру, на мобильные телефоны тольяттинцев стали поступать sms-сообщения с антикавказскими призывами. На следующий день после трагедии в службу «скорой помощи» позвонил неизвестный, который сообщил о заложенном взрывном устройстве. Звонивший оказался «шутником», и уже вскоре был задержан. Горожане жаловались и на приходящие sms с просьбой срочно оказать помощь двухмесячном ребенку, который нуждается в экстренном переливании крови. С телефонных счетов доверчивых тольяттинцев, позвонивших по указанному номеру, были списаны немалые деньги.