Более пяти лет из своих тридцати дипломированный политолог Дитер Яничек отстаивает право дышать чистым воздухом, а не той смесью выхлопных газов, что висит над его Ландсхутераллее в Мюнхене. И все это время скептикам казалось, что «муравью асфальтовый каток не остановить». Так, во всяком случае, оценил поначалу ситуацию один известный германский фельетонист.
Но герр Яничек не унывал. Как и полагается квалифицированному сутяжнику, педантичный мюнхенец приступил к ежедневному мониторингу воздуха на строго научной и документально подтвержденной основе. Согласно основному закону ФРГ, каждый немецкий гражданин имеет право получать из учреждений любую информацию, касающуюся его здоровья и среды обитания. И тут выяснилось, что вредоносных частиц на Ландсхутераллее витает аж в 36 раз больше, чем разрешено Евросоюзом. И что подобного рода выхлопы из автомашин ежегодно являются причиной 65 тыс. преждевременных смертей в одной только Германии. С возгласом «Ваше право дымить заканчивается там, где начинается мой нос!» истец отнес увесистую папку в местный суд. Но на «антипатриота» там посмотрели косо. Ведь Мюнхен традиционно считается одним из самых удобных для проживания городов в мире. В рассмотрении иска ему отказали с той формулировкой, что «данные организационные вопросы входят в компетенцию исполнительной власти, но не отдельных граждан».
Однако в Германии предостаточно и других судов. За дело взялся Лейпциг. Вслед за прессой неугомонного мюнхенца поддержала и DUH – мощная общественная организация ФРГ по защите окружающей среды. Судья Георг Герберт, председательствовавший на процессе, признал юридическую обоснованность жалобы Яничека. Суд дал указание коммунам и общинам «осуществлять конкретные меры по ограничению движения большегрузного транспорта на тех участках подведомственной им территории, где концентрация выхлопов реально угрожает здоровью населения».
Проще говоря, немецкие органы самоуправления теперь еще получили и юридическое обоснование для установки «кирпичей» на пути чадящих тяжеловозов.
Показательно, что в ряде европейских стран аналогичные инициативы исходят от самой исполнительной власти. Например, президент Франции Николя Саркози решил начать «зеленую революцию» в стране, одним из элементов которой будет «избавление дорог от миллиона грузовиков». Альтернативных перевозчиков он уже нашел. По словам Саркози, предполагается, например, «реабилитировать речной транспорт» по всей стране. Аналогичными проблемами сейчас озабочены и власти Риги, а городская администрация Киева уже ограничила въезд в столицу Украины большегрузных грузовиков временем после 22 часов.