Летом 1997 года, когда ведущие журналисты «Известий» в знак протеста против увольнения одного из лучших известинских главных редакторов Игоря Голембиовского, неугодного новым хозяевам, ушли из газеты, мало кто верил, что у них есть будущее. Что первые планерки, проведенные на свежем воздухе в Пушкинском сквере, в конечном итоге все же выльются в настоящую газету. И в настоящие планерки. Что всего за два с небольшим месяца нам удастся придумать концепцию, найти инвестора, обустроить на пустом месте редакцию. Но мы сделали это!
Мы собрали профессиональную команду, выпустили несколько виртуальных номеров, которые просто рисовали цветными фломастерами, освоили новое здание на Долгоруковской, в котором еще не было ни телефонов, ни Интернета.
Мы сделали все, чтобы 1 ноября вышел в свет первый номер газеты под названием «Новые Известия». Слово «известия» для нас, известинцев, было принципиальным, потому что мы хотели подчеркнуть свою приверженность известинскому духу и известинской аудитории. А в слове «новые» заключалась наша цель – создать издание, соответствующее духу и ритму времени. Динамичному, яркому, острому.
И газета действительно сразу привлекла к себе внимание. Не только стилем, дизайном и звездным составом авторов. «Новые Известия» поразили аудиторию цветом. Сегодня в это трудно поверить, но тогда, всего каких-то десять лет назад, цветная общественно-политическая газета воспринималась как вызов. Ведь цвет считался уделом «бульвара». Ну, в крайнем случае – не очень серьезных еженедельников. А тут ежедневная политическая газета. С аналитикой Лациса. С публицистикой Агафонова. С философией Кедрова. С шаржами Куксо…
Шаг за шагом, номер за номером мы расширяли аудиторию, рушили стереотипы, завоевывали доверие. С нами остались часть тех читателей, что помнили нас еще по старым «Известиям». Но к нам уже пришли и новые читатели – молодые, активные, амбициозные, начинающие формировать успешный средний класс. Не ожидающие милости от природы и государства. Верящие лишь в себя. И пока еще осторожно – в «Новые Известия».
Время надежд, открытий, побед и разочарований было стремительным и жестким. Мы писали о дефолте, о войнах олигархов, о кремлевских загогулинах, о чехарде премьеров… Мы публиковали острые репортажи из охваченных войной Чечни, Афганистана, Югославии… Мы защищали Россию от зарождающегося нацизма, от возрождающейся цензуры… Мы рассказывали правду о ситуации в Чечне, о волне терактов, о нарастании страха… Мы были честны и временами бескомпромиссны, потому что очень хотели сделать все, от нас зависящее, чтобы Россия была свободной, демократичной и процветающей.
У нас были взлеты и падения, были ошибки и неудачи. Была вынужденная пауза длиною в четыре месяца, но мы нашли в себе силы сохранить самую стойкую часть команды, сохранить имя газеты и начать практически с нуля. С аренды нового здания, с обновления дизайна, с покупки нового оборудования. В эти драматические трудные времена и газету и команду спасали наши друзья – Муса Бажаев и «Группа Альянс», не просто протянувшие руку помощи, а вложившие свои средства в безнадежное с точки зрения бизнеса общественно-политическое издание. Впрочем, в ту пору мы еще верили, что такое издание в политически стабильной и финансово успешной России тоже может стать финансово успешным…
Несмотря на юный возраст и на издержки повторного старта, мы не растеряли читателей, не утратили запала и не обеднели на авторов. Скорее, наоборот – в газету, ставшую более сдержанной в оценках и лаконичной в комментариях, пришли новые яркие имена. Нашими постоянными авторами стали Виктор Ерофеев и Владимир Войнович, Михаил Федотов и Евгений Евтушенко… На открытую редакционную летучку стали приходить ведущие политики, режиссеры, общественные деятели, послы и ученые.
Совсем недавно мы поздравляли наших друзей и коллег из газеты «Известия» с 90-летием и шутили, что нам, настоящим известинцам, теперь на двоих – уже целых 100 лет. В этой шутке есть емкая доля правды. Особенно если учесть, сколько напряжения, эмоций и рисков спрессовано в каждом дне ежедневной газеты. Которую каждое утро начинаешь с нуля. Каждый вечер выпускаешь в свет с той же тревогой, что и десять лет назад. И на следующее утро снова ждешь реакции на 2321-й номер точно так же, как и на первый.
Несмотря на эти 10 прожитых лет, на завоеванный авторитет, на многочисленные профессиональные награды, мы, тем не менее, прекрасно понимаем, что в нашем деле на лаврах не почивают. Что юбилеи – это всего лишь повод собрать на вечер добрых друзей, но даже после этого вечера все равно должен выйти в свет очередной номер. Что с каждым новым номером, с каждым новым днем нам нужно раз за разом завоевывать читателя, каждый раз приносить ему новые известия и каждый раз не давать повода усомниться, что в наших новых известиях – всегда правда.