Зал горьковского МХАТа был забит до отказа. За несколько дней до концерта ни одного свободного билета уже не было. Народ явно соскучился не только по солнечным пляжам, но и по вменяемой музыке и красивым голосам. Да и просто пытался попасть на что-нибудь не очень глупое, но вместе с тем не очень скучное. Показательно, что среди випов на концерте присутствовал, к примеру, один из лучших игроков «Что? Где? Когда?», вечно бодрый Борис Бурда. А перед искушением что-нибудь спеть со сцены не устоял даже советник бразильского посольства.
Сцену украсили очень стильно – пальмы, белые зонтики и огромные шляпы в море огней. Оркестр собирали «поштучно» специально для этого фестиваля. Идеологи проекта – Ирина Богушевская и Алексей Иващенко – по ходу концерта рассказали о босанове, кажется, все. И, по мнению Богушевской, высказанному то ли в шутку, то ли всерьез, отечественная музыка исторически была связана с босановой. Между тем бразильскому жанру всего 50 лет. И концерт решено было начать с «первой исторически зафиксированной босановы» родоначальника Антонио Карлоса Жобима.
Первым демонстрировать российско-бразильскую музыкальную дружбу на сцену был приглашен Сергей Мазаев. Лидер «Морального кодекса» начал с проникновенной «Самбы прошедшей любви», затем спел нашу версию песни «Антонио-сон» (в вольном переводе ее назвали «Под Новый год») с трогательными словами «Мы будем мечтать о лете, рукой согревать бокал». А завершил свое выступление босановой на музыку Игоря Крутого и слова Игоря Николаева «Я люблю тебя до слез». В принципе в бразильском ритме можно спеть едва ли не любую песню, но в последнем случае вышел перебор, и с мхатовской сцены слегка повеяло прибрежным ресторанчиком.
Сразу за Мазаевым вышел своего рода музыкальный эталон – за него на этом концерте приняли ансамбль Brasilis Band с немолодой, но очень харизматичной вокалисткой Верой Марой. Вера Мара чем-то смахивала на тетушку Чарли из «Здравствуйте, я ваша тетя». Такая же зажигательная и жизнеутверждающая. Музыкальные эстеты смогли сполна насладиться не только босановой, но и самбой. Обстановка стала настолько расслабленной, что ставшая «мозговым центром» вечера Ирина Богушевская, которая, казалось, должна была суетиться и волноваться, весело и беззаботно отплясывала за кулисами в своих белоснежных одеждах.
Настоящей звездой предстал Дмитрий Хоронько со своим оркестром. Изначально «Хоронько-оркестр» позиционировался в нашей стране как «шансон с человеческим лицом», но, как выяснилось, ближе Дмитрию именно босанова. «Я долго думал, как спеть босанову, чтобы вас не беспокоили мои харьковские корни», – сказал остряк Хоронько и зарядил настоящее музыкально-разговорное шоу с точной вокальной имитацией духовых инструментов. Апогеем стала «Песенка о лете» Крылатова и Энтина.
Алена Свиридова привнесла на сцену немного эстрады, а Алексей Кортнев, как всегда, блестяще держал зал. Кстати, Ирина Богушевская некогда была женой Кортнева, но это не помешало экс-супругам трогательно исполнить на сцене номер, посвященный расставанию, изначально в программе не предусмотренный.
Отличные голоса, искренний интерес к происходящему артистов и публики – то, за что стоит поблагодарить создателей фестиваля. Эта музыка уже оторвалась от масскультуры, но еще не стала классикой. Она – удел эстетов, а потому остается несправедливо неприкаянной.