Списать всегда успеем

25 октября 2007, 00:00
Россия не подписывала со Всемирным банком соглашения о списании долга ряда африканских стран в обмен на инвестиции. Об этом вчера сообщил заместитель директора Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Андрей Бокарев. Как считают эксперты, сущес

Когда говорят о прощении долгов за инвестиции, речь идет о реализации проектов в сфере энергетики, здравоохранения и образования, то есть тех, которые совпадают с инициативами России как председателя «большой восьмерки» в шести африканских странах – Замбии, Танзании, Мозамбике, Мадагаскаре, Эфиопии, Бенине. Общий объем долга этих стран перед РФ составляет около 550 млн. долларов. И хотя он должен быть погашен в 2031–2033 годах, уже сейчас его относят к категории безнадежных.

Г-н Бокарев отметил также, что на сегодняшний день нет не только соглашения с ВБ, но и окончательных договоренностей с этими странами. «Здесь пока преждевременно делать какие-то прогнозы, так как это разные страны, разная ситуация с точки зрения их финансовой устойчивости, темпов экономического роста», – сказал он, добавив, что кто-то готов работать по схеме долг в обмен на инвестиции, а другие нет

Как рассказал «НИ» сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, считая себя членом «большой восьмерки», Россия обязана играть по установленным ею правилам. «Аргумент: «мы бедные», здесь не пройдет. Там просто спросят, например, о состоянии наших текущих резервов, – полагает он. – Поэтому списывать долги придется и дальше. Другое дело, что все это можно обменять на экономические преференции в бывших странах-должниках. В частности, получить доступ к объектам капиталовложений, разработке природных богатств».

Вместе с тем в нашем случае все эти схемы работают не слишком-то эффективно. Так, Россия списала порядка 80% долга Ираку, но при этом о выгодном российским компаниям экономическом сотрудничестве что-то не слышно. За исключением вернувшейся в эту страну одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний, значительных успехов нет.

«Ирак в данном случае не совсем показателен, – возражает аналитик ИК «Совлинк» Ольга Беленькая, – экономика там де-факто контролируется оккупационными властями, так что странам, контингенты не присылавшим, получить что-то от местного правительства непросто. К тому же не всегда «расплата» выглядит как продажа имущества, передача месторождений или размещение инвестиций. Очень часто это бывает, скажем, контракт на поставку вооружений. Система такого размена вообще мало прозрачна, поэтому достаточно сложно предсказать, что та или иная страна получит от списания задолженности. Но при этом нужно понимать, что прощение долгов – это в первую очередь политический жест, от которого не всегда следует ожидать каких-то немедленных материальных приобретений».

Зачастую безвозмездность списания объясняется просто недостаточной работой государства с бизнесом по его привлечению в страны-должники. «Частичный возврат средств возможен, если российские бизнесмены уже работают в данной стране, – объясняет Иосиф Дискин. – Тогда они могут пролоббировать необходимые для себя решения, имея контакты в политическом руководстве. А дипломаты об этом договориться не могут – это не совсем их специализация».

#Экономика #Новости #Кризис в России
Подпишитесь