В тот же вечер, когда публике показали «Львов для ягнят», на фестивале началась «Ночь Ардженто», завершившаяся демонстрацией финальной части «материнской» трилогии гроссмейстера ужасов Дарио Ардженто («Саспирия» – «Инферно» – «Мать слез»). «Мать слез» стартовала, как только часы пробили полночь. Судя по первым отзывам, гроссмейстер тряхнул стариной и поразил мирную итальянскую публику разгулом ведьм и эпидемией немотивированного насилия в городе, над которым высится купол собора Святого Петра и в котором восседает католический первосвященник. Но оккупированную нечистью столицу спасает не Римский Папа, а дочь режиссера, популярная актриса Азия Ардженто, исполнившая роль главной ведьмоборки.
На фестивале также продолжается показ чертовой дюжины фильмов с участием Софи Лорен – в том числе пять картин Витторио де Сика, «Особый день» Этторе Сколы и последней картины Чаплина «Графиня из Гонконга». В шести лентах партнером Лорен был Марчелло Мастроянни, составивший вместе с ней лучший итальянский актерский дуэт ХХ века, так что ретроспектива получилась и в его честь.
Во вторник вечером Энг Ли по просьбе Мартина Скорсезе представил римской публике восстановленную версию знаменитого спагетти-вестерна Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе» с Чарлзом Бронсоном, Генри Фондой и Клаудией Кардинале. Презентация сопровождалась видеообращением самого Скорсезе, фонд которого принимал участие в реставрации фильма. По словам Ли, на постановку «Горбатой горы» его подвигли именно картины Леоне (а не классические американские вестерны), и это признание наталкивает на мысль, что гомосексуальная ковбойская драма сделана Ли с большим чувством юмора, чем можно было предположить раньше.
В итальянской печати все еще отзывается эхо двух показанных на фестивале псевдоисторических киноколоссов (пеплумов) – «Золотого века Елизаветы» Шекара Капура и «Монгола» Сергея Бодрова, сделанных с явным прицелом на аудиторию «Пиратов ХХ века». Вклад итальянских режиссеров в реставрацию этого жанра оказался невелик – вспоминается только не слишком успешный в прокате «Мастер войны» Эрманно Ольми (2001). Наши успели больше, свидетельством чему совсем свежий историко-патриотический боевик Владимира Хотиненко «1612», местами напоминающий «Волкодава», но более идеологичный в духе триады «православие–самодержавие–народность». Словом, организаторы Римского фестиваля дали своим кинематографистам повод призадуматься. В этом отношении бодровский фильм, осваивающий территорию Великой степи, слабо затронутую мировым кинематографом, представляет им новый материал для осмысления. И если интерес публики сойдется с интересом профессионалов, «Монгол», того и гляди, возьмет Рим. Впрочем, на вторую подряд победу нашего кинематографа в столице Италии, наверное, вряд ли стоит рассчитывать.