ЦИК РФ под руководством Владимира Чурова начала осваивать интернет-пространство. В сентябре в популярном в России «Живом журнале» открылась страничка Izbircom. Правда, открыли ее не сами чиновники, а два известных блоггера – Самсон Шоладеми и Инна Смбатян, но по просьбе Владимира Чурова. По состоянию на вчерашний день на страничке зарегистрировано 297 постоянных читателей. Свой блог завел и Владимир Чуров, а также еще три члена ЦИКа. Правда, они до конца избирательной кампании будут наблюдать за происходящим в Сети «инкогнито», поэтому раскрыть их интернет-псевдонимы блоггеры вчера отказались. Нет ничего удивительного в том, что представители ЦИКа озаботились Всемирной паутиной. Член ЦИК Игорь Борисов вчера сообщил, что сегодня в России насчитывается 30 млн. пользователей Интернета. Кроме того, он отметил, что ЦИК проводит в Сети мониторинг материалов, которые относятся к парламентским выборам.
Одного из основателей российского Интернета Антона Носика волновали другие проблемы. «У нас много ветвей власти умеют жить и работать так, как будто никакого Интернета не существует в природе», – сказал он. И это при том, что в одной лишь Москве Интернетом пользуется 60% взрослого населения. В связи с этим он поприветствовал инициативу ЦИКа, но напомнил, что законодательство в сфере Интернета весьма расплывчато. Г-на Носика, в частности, интересовало, как отличить рекламу партий на выборах от конституционного права частного лица высказывать свое мнение по актуальным политическим вопросам. «Тут, к сожалению, ясности не было ни от одного из составов Центризбиркома», – заметил он.
Игорь Борисов заверил, что регулирование идет и в Интернете действуют общие правила. «Нельзя никоим образом размещать информацию, попадающую под определение экстремизма», – привел он пример. По его словам, на интернет-издания, зарегистрированные как СМИ, распространяется действующее законодательство. А вот если кандидат или партия во время предвыборной кампании хотят разместить на сайте информацию о себе, то такого рода материал воспринимается как агитационно-печатный. В этом случае им придется разместить информацию о заказчике и изготовителе, а также представить в ЦИК соответствующий макет. При этом г-н Борисов пояснил, что если странички с какой-либо информацией о той или иной партии создавались до начала избирательной кампании, то ЦИК считает, что такой материал «допустимо оставлять». Дело в том, что в Интернете теоретически можно найти всю информацию, размещенную за много лет. Достаточно написать название той или иной партии в поисковой системе. Так, название «Единая Россия» в Интернете встречается более 13 млн. раз; у КПРФ – более 4 млн. упоминаний.
В итоге представитель ЦИК РФ все же признался, что сегодня в законодательстве отсутствует специальное регулирование Интернета. «А оно уже назрело», – заметил он. Вместе с тем, по словам г-на Борисова, пока жалоб, связанных с агитацией в Интернете, в ЦИК не поступало. Антон Носик был настроен менее оптимистично. По его мнению, отсутствие каких-то четких правил и разъяснений чревато для пользователей Интернета юридическими неприятностями. «Вообще-то нас всех будут привлекать», – сказал он.
На самом деле проблем в Интернете хватает. Например, в настоящий момент по электронной почте рассылают предложения приобрести свободные домены, названия, которых схожи с названиями известных партий: edinoross.ru, edinross.ru, edros.ru, spravedliv.ru, spravedlivaia.ru, spravedlivaya.ru. Как сообщается, «цены на каждый домен определяются индивидуально и начинаются от 1000 евро». На приобретенном сайте можно размещать какую угодно информацию, в том числе и порочащего характера, выдавая это за официальный портал той или иной партии. Кроме того, партийцев волнует еще одна тема, а именно – взлом официальных сайтов хакерами. Такого рода атакам уже подвергались сайты партии «Яблоко», ЛДПР и ряда других политических организаций. Но справляться с подобными проблемами им приходиться собственноручно, усиливая систему безопасности. А вот интернет-пользователям стоит беспокоиться по поводу партийного спама, который в массовом порядке будут рассылать партийцы на электронные адреса, скромно называя их «информационными письмами».