Posted 23 октября 2007, 20:00
Published 23 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:28
Updated 8 марта, 08:28
О последних выходках фашистов местного разлива ничего не говорится в официальных сводках МВД, новость просочилась в информагентства из собственных источников в милиции. В правоохранительных органах информацию подтверждать отказываются: «За последнюю неделю сообщений о пострадавших вьетнамцах к нам не поступало», – сказали «НИ» в УВД Восточного округа, на территории которого избили женщину. Никакой информации не смогли сообщить «НИ» и в УВД соседних районов, а также в МВД Москвы. «С мая месяца наблюдался резкий спад сообщений о нападениях на иностранцев, – удивляется в интервью «НИ» президент центра «Сова» Александр Верховский. – Этот спад был настолько резкий, что невозможно поверить, что он соответствовал спаду активности преступлений на национальной почве. Вполне возможно, что милицейские сводки просто не давали эту информацию». Этот период информационного голода запомнился лишь скандальным видеороликом, распространенным в Интернете, с вероятной казнью двух приезжих. «Сейчас же, видимо, поступила инструкция включать такого рода сообщения», – продолжает г-н Верховский. Когда же их «включили» (внимание к уличным столкновениям было привлечено матчем Россия–Англия), первые сведения стали поступать с юго-запада столицы. Как уже рассказывали «НИ», в субботу, 20 октября, от многочисленных ножевых ранений погиб 46-летний москвич (уроженец Якутии) шахматист Сергей Николаев. Спустя полчаса националисты атаковали 37-летнего дворника Галиджана Гуляшова. По некоторым сообщениям СМИ в ту же субботу вечером на улице Обручева ножевые ранения получили 28-летний выходец из Таджикистана Салимжан Рахмонов и 25-летний Гурбан Кабилов.
В тот же день на улице Обручева бригада «Скорой помощи» забрала 16-летнего подростка Станислава Грибача с сильными порезами рук. Пока он основной свидетель по данному делу.
Как сообщили «НИ» в правоохранительных органах, подросток является болельщиком ФК «Спартак», а при осмотре одежды парня в куртке обнаружили заточку, что дало основания предполагать его причастность к агрессивным фанатским группировкам. Ранее сообщалось, что в течение трех часов после убийства Николаева для проверки были задержаны 63 человека. Как сообщил в понедельник замминистра внутренних дел Александр Чекалин, «круг подозреваемых уже определен». Часть из них подозревают в совершении нападений на юго-западе.
Преступления в отношении национальных меньшинств для юго-запада столицы – не новость. Месяц назад в этом округе Москвы был зарезан 19-летний студент из Ирана. Основная версия следствия – убийство по мотиву национальной вражды. Преступники до сих пор не найдены. «Примерно раз в неделю в нашем округе совершаются нападения на иностранцев, – сказали «НИ» в прокуратуре ЮЗАО. – Сложно сказать, откуда такая тенденция. Но все-таки целый ряд преступлений на национальной почве удалось раскрыть». А вот в милиции того же округа почему-то уверены в обратном. «Вообще в нашем округе нападения на иностранцев совершаются редко, – сказали «НИ» в пресс-центре ЮЗАО УВД. – У Николаева на одежде обнаружили следы от попадания петард. Вполне возможно, петарда взорвалась с ним рядом, и он выразил свое неудовольствие поведением молодых людей, после чего толпа накинулась на него. Другие же нападения совершенно не связаны с этим убийством. Территориально места преступлений не позволили бы хулиганам за столь короткий промежуток времени, 20 минут, преодолеть расстояние от улицы Архитектора Власова до улицы Наметкина, где было совершено второе нападение». Впрочем, судя по карте, даже прогулочным шагом это расстояние легко преодолеть минут за 5–7. Несмотря на русское имя и российское гражданство, Сергей Николаев вполне мог стать жертвой расистов, так как обладал азиатскими чертами лица.
После погромов, учиненных футбольными фанатами, паузы не было. Нападения на иностранцев продолжились. Уже на следующий день, в воскресенье вечером, на востоке Москвы был убит гражданин Узбекистана. Как рассказал «НИ» следователь Измайловской прокуратуры, мужчина подошел к подъезду своего дома на улице Первомайской и остановился поговорить по мобильному телефону, когда к нему подскочили двое молодых людей по виду 20–25 лет и ножами нанесли десять ударов. При погибшем обнаружили 10 тыс. руб. «По видеозаписи камеры в подъезде можно разобрать лица нападавших, – сказал Александр Хомяков, следователь Измайловской межрайонной прокуратуры. – По одежде их нельзя отнести к какой-то определенной молодежной субкультуре. Возможно, есть еще один участник этих событий. Можно разобрать его силуэт, но он стоит в стороне и наблюдает. Сложно сказать, было ли мотивом убийства национальная рознь, но вообще нападения на иностранцев происходят в Москве постоянно». Кстати, следователь не исключил, что этот загадочный наблюдатель расправы над гражданином Узбекистана мог выступать в роли оператора. Экстремисты любят снимать на видео такого рода акции и потом выкладывают их в Интернет то ли для запугивания, то ли в качестве отчета и напоминания о своей деятельности.
«В ближайшее время уровень уличного насилия против этнического меньшинства будет, к сожалению, только подниматься, – уверен г-н Верховский. – И не видно, чтобы предпринимались хоть какие-то меры, а безнаказанность провоцирует на новые преступления». Соглашается с этим мнением и председатель организации «Россия без расизма» Александр Винников. «Меня удручает пассивность многих людей в отношении этой проблемы! – возмущается г-н Винников. – Везде расклеены агитационные призывы прийти на «Русский марш». Есть и взаимосвязь с увеличившимся в последнее время распространением нацистской литературы, которая продается даже в церковных лавках. Вся эта преступная деятельность практически никем не контролируется».
Стоит заметить, что с проблемой ксенофобии сталкивались уже многие страны и смогли успешно ее решить. В Англии в 80-е ежегодно совершалось по нескольку убийств на национальной почве. «В Великобритании с таким агрессивным проявлением расизма справились в основном благодаря высокой организованности местных граждан, которые стали давить на полицию, государственные органы, с тем чтобы была систематическая регистрация таких преступлений, – отмечает г-н Верховский. – Теперь там существует довольно отлаженная система учета и взаимодействие полиции с разнообразными неправительственными организациями. Хотя радикальные националистические группировки до сих пор существуют, количество преступлений значительно уменьшилось». Результат налицо. Даже у многих английских фанатских группировок оно потемнело: политкорректные хулиганы стали принимать в свои ряды выходцев из Африки.
Глядя на бездействие российских чиновников и правоохранителей, представители национальных меньшинств уже начинают выражать возмущение. Так, вчера президент Якутии Вячеслав Штыров обратился к генпрокурору Юрию Чайке и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с письмом, в котором выразил обеспокоенность убийством в Москве якутского шахматиста Сергея Николаева, и потребовал найти преступников.
«Для борьбы с ксенофобией необходима политическая воля, – уверен директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. – Надо добиваться внедрения государственной программы по профилактики ксенофобии, экстремизма и воспитания толерантности. Нужны и обучающие семинары для правоохранителей. Опыт показывает: милиционеры очень плохо владеют этой темой. Собирали правоохранителей из шести регионов, и они сказали, что за 15 лет с ними никто не занимался. Они плохо знают законодательство и идеологию ненависти, плохо ориентируются в радикальных группировках».
Эксперт уверен, что и гражданское общество несет на себе долю вины: «Интеллигенция отмалчивается, но должна происходить мобилизация всего общества, как это происходило в США, в Германии. Происходящее чревато дальнейшими конфликтами, подобными Кондопоге. Любое промедление чревато вспышкой насилия».
Г-н Брод предупреждает, что пассивность чревата очередной волной насилия, но уже с другой стороны: «В Воронеже азербайджанская община на прошлой неделе заявила, что вооружается. В Москве и других регионах представители Кавказа и азиатских диаспор готовы к ответным действиям. Они тоже не будут разбирать – скинхед человек или нет, и будут страдать обычные люди. Непонятно, почему до сих пор молчат те люди, которые должны эти конфликты предотвращать».