Освященный Собор РПСЦ продолжался на день дольше, чем ранее было объявлено, и закрылся не в четверг, а в пятницу. Это связано с остротой проблем, которые соборянам пришлось обсуждать. Самая важная из них – отношения с РПЦ. Многие старообрядцы были обеспокоены участившимися встречами митрополита Корнилия (Титова) с «новообрядцами» – высокими персонами Московской патриархии, сердечностью этих встреч, а также заявлениями митрополита о том, что у РПСЦ и РПЦ все больше точек соприкосновения. Теперь такие встречи будут проходить с осмотрительностью и уж точно без объятий и поцелуев (именно это перед Собором вменялось в вину главе старообрядцев).
Мало того, в итоговом документе Собора «новообрядчество» названо «ересью второго чина». Определение «второй чин» отнюдь не смягчает формулировку, а всего лишь указывает на время возникновения ереси – раскол XVII века. Специальной комиссии РПСЦ поручено «изучить ситуацию в РПЦ на предмет наличия новых ересей».
Надо полагать, после таких слов и руководство патриархии не будет особенно стремиться к пылким объятиям со староверами. Продолжение диалога с ними станет еще затруднительнее в силу другого постановления Освященного Собора. Он предал анафеме экуменизм – движение за соединение церквей, которое сегодня претерпевает второе рождение. РПЦ в этом движении играет активную роль. Таким заявлением Собор фактически вынес оценку потеплевшим отношениям РПЦ с Ватиканом.
Сделав уступку своим консервативным критикам, владыка Корнилий принял от них ответную услугу. Рассмотрев открытые письма с его критикой, Собор «не нашел в деяниях митрополита действий, подлежащих каноническим прещениям». Он также признал «недопустимым для христиан разглашение персональных обвинений в адрес священноначалия церкви в электронных и иных СМИ». По-видимому, с целью предотвратить появление подобных писем в будущем отныне старообрядцам, имеющим доступ в Интернет, запрещается пользоваться «никами» (псевдонимами). Им предписано указывать имя, фамилию и духовное звание.
В общем, разогнав свой древний корабль под всеми парусами, владыка Корнилий теперь намерен следовать курсом «полный назад». Удастся ли это ему – сказать трудно. Слишком большая набрана скорость. Да и авторитетом РПСЦ, возросшим при нем и его предшественнике Андриане (Четвергове), митрополит обязан всему тому, что теперь осуждено. Что можно сказать точно – вряд ли кто-то из межрелигиозного сообщества будет рукоплескать этому «старому новому курсу».