Posted 21 октября 2007, 20:00
Published 21 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:30
Updated 8 марта, 08:30
Начинающаяся предвыборная гонка диктует чиновникам правила игры на продовольственном рынке. Его регулирование с помощью пошлин и тарифов даст результат только через несколько месяцев, а они нужны уже сейчас. Поэтому экстренные меры находятся, как всегда, в числе административных. «Ассоциации и союзы крупных сетевых торговых компаний и компаний–производителей пищевой продукции согласились 24 октября подписать соглашение о партнерстве», – сообщил глава Минсельхоза Алексей Гордеев в пятницу на совещании по вопросу регулирования цен на продовольственном рынке.
Как они «согласились», уже не важно, главное для чиновников то, что на все социально значимые виды продуктов по согласованному списку будет наценка не более 10%. По предварительным данным, в перечень войдут молоко и молочная продукция, растительное масло и яйца. При этом г-н Гордеев подчеркнул, что ограничения не коснутся прочих, особенно дорогих товаров. «Мы не берем продукцию премиум-класса, деликатесную – это вопрос покупательной способности», – сказал он.
Специалисты полагают, что это замечание не случайно. «10-процентный порог наценки приведет к некоторым потерям сетевиков, но, скорее всего, это коснется самых простых товаров: обычного хлеба, молока, недорогого масла, – рассказала «НИ» аналитик потребительского рынка Ирина Яроцкая. – Выпечку и йогурты ограничение вряд ли затронет. В любом случае крупные торговые сети будут искать способы, чтобы уложиться в план доходов, заложенный ранее. Результатом этого может быть подорожание топ-продуктов в ближайшее время либо повышение цены на те же хлеб и молоко, когда срок соглашения истечет. Думаю, в итоге розничная торговля все равно получит тот доход, который планировала».
В Союзе потребителей России (СПРФ) считают, что торговля у нас сейчас явно не бедствует: ее доля в ВВП составляет 20%, а в валовой прибыли – 40%. В промышленности картина противоположная – 40 и 20% соответственно. Это, по словам экспертов, означает, что торговля может позволить себе выбирать между производителями – чей товар положить на прилавок, да и цену на него устанавливает, какую пожелает. Контролировать сетевиков государство должно, однако перегибать палку тут крайне опасно.
«Сетевики уже в ближайшее время могут начать отыгрываться за решение Минсельхоза повышением цен на товары премиум-класса, – сообщили «НИ» в СПРФ. – А после Нового года, вероятнее всего, произойдет скачок стоимости тех товаров, на которые сейчас вводятся ограничения. Кроме того, вполне реально повторение недавней истории с лекарствами: когда на розничную цену медикаментов вводили похожие барьеры, просто увеличивалось число посредников. Цена поставщика увеличивается, и за счет этого, в обход ограничений, растет розничная цена. В любом случае у торговли есть норма прибыли, и она ее будет стремиться выполнять любыми способами».
К тому же, полагают специалисты, Минсельхозу к нынешней ситуации следовало подготовиться заранее. Если бы министерство следило за рынком, оно бы уже произвело серьезные закупки продовольствия. Цены в этом случае регулировались бы путем товарных интервенций. Это куда более рыночный метод, чем объявленное «соглашение», которое спустили сверху и за которое в начале будущего года нам всем наверняка предстоит рассчитаться.