Подписанный президентом указ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» предусматривает создание Государственного антинаркотического комитета (ГАК) и антинаркотических комиссий в регионах. В комитет войдут руководители 20 министерств и федеральных служб, а возглавит его нынешний руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Черкесов. Задачами ГАК определены координация деятельности органов исполнительной власти по борьбе с наркоторговлей, а также разработка государственной политики в этой сфере. Антинаркотические комиссии, которые будут заниматься координацией борьбы с наркоманией на местном уровне, возглавят губернаторы, а войдут туда руководители региональных органов ФСБ, МВД, таможни, образования и здравоохранения.
В Госнаркоконтроле создание ГАК поддержали. Начальник департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов заявил, что стране необходима «вертикаль реализации современной антинаркотической политики». При этом на деятельности ФСКН создание нового ведомства никак не скажется. Эта служба продолжит борьбу с наркоторговлей. По официальной статистике, в России наркотики употребляют 6 млн. человек, хотя количество больных наркоманией в последние годы снижается.
Между тем еще несколько дней назад дальнейшая карьера Виктора Черкесова была под вопросом. Напомним, что за последние две недели по обвинению в коррупции и незаконном прослушивании телефонов были арестованы четыре высокопоставленных сотрудника ФСКН, в том числе начальник департамента оперативного обеспечения генерал-лейтенант Александр Бульбов. А Виктор Черкесов был вынужден прибегнуть к помощи прессы и опубликовать статью, в которой он назвал аресты своих подчиненных «междоусобицей спецслужб». Владимир Путин в минувший четверг после «горячей линии» назвал поступок генерала Черкесова «некорректным» и рекомендовал ему самому «сначала быть безупречным». Однако спустя два дня Виктор Черкесов был фактически повышен в должности.
Директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская пояснила «НИ», что, «с одной стороны, президент цыкнул на Черкесова за нарушение правил игры», но, «с другой стороны, у них старые дружеские отношения». В этой связи создание ГАК эксперт расценивает как способ занять Виктора Черкесова чем-то другим, «отвлечь от защиты своих подчиненных», дав понять, что «ты пока в нашей команде, но больше так не делай». Впрочем, новое назначение Виктора Черкесова может рассматриваться и как карьерное поражение. Директор Центра политической информации Алексей Мухин рассказал «НИ», что нынешний глава ФСКН очень стремился возглавить создаваемое сейчас антикоррупционное ведомство. Теперь ему путь туда закрыт. «Черкесову указали заниматься тем участком работы, на который он брошен, и не претендовать на другие», – делает вывод г-н Мухин. В то же время благодаря созданию ГАК Виктор Черкесов получил монопольное право на борьбу с наркотиками, тогда как сейчас этим занимается параллельно и милиция.
Если на расстановку сил в верхних эшелонах власти создание ГАК повлияет, то на борьбе с наркоторговлей, по мнению экспертов, никак не скажется. Глава фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков сообщил «НИ», что не понимает, зачем надо было создавать новый комитет, потому что правительственная комиссия для координации борьбы с наркоторговлей уже давно существует, причем возглавляет ее все тот же Виктор Черкесов. «Сейчас достаточно ресурсов, чтобы решать все вопросы, не создавая дополнительного органа. А если еще какое-то количество людей будут заседать и что-то обсуждать, это не изменит ситуацию», – говорит аналитик.
Изменить ситуацию могла бы замена новым ведомством всей ФСКН. В этом убежден руководитель программы «Новая наркополитика» Института прав человека Лев Левинсон, заявивший «НИ», что «сорокатысячное войско наркоконтроля бессмысленно и даже вредно».