Posted 21 октября 2007, 20:00

Published 21 октября 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Бездомовцы

21 октября 2007, 20:00
В минувшую пятницу прокуратура Красноярского края предложила скорректировать местный бюджет на 2008 год и выделить больше средств на покупку квартир для сирот. Таким образом планируется снизить уровень преступности в регионе. Ребята, которым негде жить, зачастую вынуждены идти в криминал. Бюджетных средств на покупку к

Уже четыре года выпускница кардымоского дома-интерната (Смоленская область) Надежда Саветова не может получить положенную ей квартиру. Сейчас девушка на девятом месяце беременности. Вместе с отцом ребенка, тоже детдомовцем, девушка жила в бараке, предназначенном под снос. Поскольку прописки у Нади не было, за время беременности она ни разу не проходила медосмотр. Неизвестно, кто бы принимал роды, если бы не случившееся недавно ЧП. Месяц назад в бараке рухнули крыша и стена. Только после этого на Надю обратили внимание. Девушку положили в больницу Красного Креста, но жилья так и не предоставили. В местном центре социальной защиты, куда она обратилась за помощью, ответили, что у них просто нет средств. Девушке настоятельно порекомендовали после родов отдать ребенка в детский дом, пока ей не выдадут собственное жилье. Правда, о сроках решения квартирного вопроса ничего не сказали.

Денег много не бывает

Ежегодно из детдомов выпускается 26 тыс. воспитанников. Половина из них переезжают в новые комнаты. Остальные стоят в очередях. Несмотря на то, что покупка жилья для выпускников детдомов финансируется не только из регионального, но и из федерального бюджета, денег катастрофически не хватает. «По Жилищному кодексу и закону о соцподдержке сирот ребята сохраняют за собой право на то жилое помещение, в котором они проживали до перевода в детский дом, – объяснил «НИ» уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. – Если же ребенок – отказник, то органы местной власти должны предоставить ему благоустроенное жилье. Но за все годы перестройки и до последнего времени ни один субъект Федерации в полной мере эти обязанности не исполнял. Исключение – лишь Москва».

Г-н Головань отметил, что в 2007 году в федеральном бюджете было заложено полмиллиарда рублей на обеспечение детей-сирот жильем. По его словам, это просто смешные деньги, учитывая колоссальную задолженность государства перед льготниками. По данным Министерства образования, за последние 15 лет 90 тыс. выпускников детских домов так и не были обеспечены жильем. Понятно, что эта сумма будет лишь каплей в море. Не лучше обстоит дело и с финансированием из региональных бюджетов, даже несмотря на то, что оно постепенно увеличивается.

Например, в Краснодарском крае в следующем году на приобретение жилья для детей-сирот из регионального бюджета будет выделено 36 млн. рублей, передает собственный корреспондент «НИ» в Краснодаре Сергей ПЕРОВ. Для сравнения: за два предыдущих года на эти цели было выделено лишь 16 млн. Но решить проблему полностью все равно не удастся. Увеличение финансирования в лучшем случае компенсирует инфляцию и рост цен на жилье. В Краснодаре за последние годы только несколько бывших детдомовцев получили жилье.

Очередь длиною в жизнь

Такая же ситуация и в других городах региона. В квартирно-правовой службе администрации Новороссийска «НИ» сообщили, что купить квартиру на вторичном рынке в 2001–2002 годах удалось только четверым детдомовцам. В этом году всего восемь человек получили квартиры, но в очереди стоят еще 15. И это еще один из самых положительных примеров, ведь Новороссийск – город богатый. В небольших бедных райцентрах сироты стоят в очереди на квартиру уже по 15 лет. Один из них Владимир Зозуля из Славянска-на-Кубани. Несколько раз он терял свою очередь. Сегодня 33-летний мужчина уже не надеется на милость властей. Отслужив в Чечне, чуть не попав в тюрьму, Владимир решил уехать во Францию. Он планирует вступить в Иностранный легион, где уже служат его друзья.

В Рязанской области 579 воспитанников интернатов нуждаются в квартирах. При этом около 50% сирот не имеют закрепленного за ними жилья, передает корреспондент «НИ» в Рязани Зоя МОЗАЛЕВА. В 2006 году из региональной казны на эти цели удалось выкроить 5 млн. рублей. В результате смогли купить жилье только семи воспитанникам детских домов. В этом году на эти цели выделено значительно больше – 35 млн. По планам управления образования они пойдут на покупку жилья для 47 сирот. Правда, еще ни одна квартира не куплена – реализация проекта намечена на конец года.

Защити себя сам

В регионах отмечают, что замедляют процесс выдачи квартир и бюрократические проблемы. «По федеральному закону оно должно приобретаться администрацией на конкурсной основе, - рассказала «НИ» юрист департамента образования Смоленской области Светлана Верхоглядова. – А здесь могут возникать проблемы. Не всегда удается быстро найти квартиры. Просто купить жилье мы не можем, так же, как и выдать деньги сиротам. Кто-то получает квартиру через месяц, а кому-то приходится ждать год. Кроме того, образуется очередь за счет тех, кто не успел получить жилье раньше. В результате остаются сироты, ждущие квартиру по несколько лет». При покупке жилья для детей-сирот органы власти руководствуются сведениями Росстата о средней цене кв. метра, передает собственный корреспондент «НИ» в Смоленске Дмитрий МЕЛЬНИКОВ. В каждом муниципальном районе она различная: например, в Ельнинском районе – 8,5 тыс. рублей; в Смоленске – 28,9 тыс. рублей. Всего на закупку квартир для сирот необходимо 45,7 млн. рублей, и очевидно, что решить проблему за 7 млн. рублей, выделяемых из областного бюджета, невозможно.

Проведение конкурсов на покупку жилья осложняется и тем, что региональные администрации предлагают за квартиры цену значительно ниже рыночной. С этой проблемой столкнулась новгородка Любовь Селезнева. После окончания школы-интерната ее даже не записали в очередь на получение жилья, передает корреспондент «НИ» в Новгородской области Светлана РАССМЕХИНА. Чиновники объяснили свое решение тем, что девушка поступила в Училище искусств и получила комнату в общежитии. Но не выдали Любе квартиру и после защиты диплома. Сейчас она работает в школе-интернате, где воспитывалась сама. По личной договоренности с руководством училища она все еще живет в студенческой комнате.

В администрации области девушке говорят: денег дадим, но квартиру ищи сама. «Жилье себе я нашла, но купить его мне не позволили, – рассказала «НИ» Люба. – Парадокс в том, что государство выделяет на покупку квартиры лишь 300 тыс. рублей. За эти деньги можно купить только 11-метровую комнату. Я на это согласна, но по закону комната должна составлять 18 метров».

Альтернативный вариант

Чтобы формально решить проблему и снизить показатели печальной статистики, чиновники выдают детдомовцам жилье, которое просто невозможно продать. «Часто в регионах сиротам предлагают комнату в коммуналке с соседями-уголовниками и алкоголиками или квартиру в доме, подлежащем сносу, – рассказал «НИ» г-н Головань. – Ребятам говорят так: «Либо ты едешь сюда, либо мы тебе вообще ничего не даем». Именно в такую ситуацию попал выпускник смоленского интерната Андрей Шкуратов. Неоднократный чемпион параолимпиад, он живет в общежитии, абсолютно не приспособленном для колясочников. «Из интерната я вышел в 2003 году, а затем 3 года жил в общежитии при училище, – рассказал «НИ» Андрей. – За все это время квартиру мне так и не дали. Я подал жалобу в суд и выиграл его. Но вместо благоустроенного жилья мне дали комнату в общежитии на пятом этаже. В доме нет лифта, а подняться по лестнице вместе с коляской я физически не могу. Я обратился в прокуратуру, оттуда отправили запрос губернатору. Чиновники говорят, что как раз сейчас занимаются моей проблемой. Но боюсь, что ничего толкового из этого не выйдет».

Назад, к пьяной маме

Примечательно, что по федеральному закону жилье положено далеко не всем сиротам. «Проблема в том, что дети имеют право на квартиру только в том случае, если они реальные сироты, у которых вообще нет никаких родственников, – рассказала «НИ» директор фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. – Считается, что социальным сиротам, у которых формально есть родители, жилье предоставлять не надо. Они могут вернуться в квартиру к матери-алкоголичке. Получается парадоксальная ситуация: детей сначала забирают из неблагополучных семей, а затем вынуждают туда вернуться». Фактически ребята становятся перед выбором: или пить вместе с родственниками, или идти жить на улицу. Обитать в одной квартире с опустившимися людьми, которые готовы вынести из дома все ради бутылки или дозы, невозможно.

Но даже если у ребят есть опекун и раньше была собственная квартира, возвращаться из приюта им зачастую тоже некуда. «Пока ребенок под опекой государства, с квартирой могут происходить различные махинации, – поделился с «НИ» руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Дело в том, что опекунам не запрещено распоряжаться жильем детей. Скажем, сдавать его в аренду. На практике же квартиру чаще всего продают, а детям рассказывают, что, став сиротами, они утратили свое право на бывшую собственность. В итоге даже те дети, которые могли бы вернуться в собственное жилье, оказываются на улице». Так, в сентябре выпускник детского дома Пензы выиграл суд у городской администрации. После выпуска он выяснил, что мать продала квартиру, на которую имели право и он, и его сестра. Суд обязал городскую администрацию выделить бывшему детдомовцу отдельную квартиру. Теперь ребятам остается ждать.

Местные законы, дающие право на квартиру социальным сиротам, приняты лишь в некоторых регионах. Но даже в столице проблема с жильем для детдомовцев не решена полностью. «В Москве квартиры выдаются всем сиротам, которые нуждаются в жилье, даже тем, у кого есть родители, – рассказала «НИ» замдиректора по социальной защите школы-интерната №8 Ирина Белова. – С 2000 года вступило в силу соответствующее постановление правительства. Но и у нас не все безоблачно: квартиры выдаются медленно. Например, за 2007 год нашим выпускникам до сих пор не предоставили жилье, хотя все документы мы, как и полагается, подали за два года. Так что 18-летние выпускники, которые уже окончили колледж, до сих пор живут у нас в интернате вместе с маленькими детьми».

Эксперты убеждены: такая ситуация предоставляет почву для дедовщины. В конце прошлой недели в детском доме Златоуста Челябинской области повесилась 14-летняя воспитанница. Здесь это уже второе самоубийство. Следствие не исключает, что причины трагедий кроются в неуставных отношениях между живущими тут взрослыми выпускниками и детьми.

Каждому сироте по квартире

Жилищными проблемами детей-сирот обеспокоены и правоохранительные органы. В минувшую пятницу прокуратура Красноярского края даже предложила внести поправки в местный бюджет на 2008 год и значительно увеличить финансирование на покупку квартир для детдомовцев. «Дети, покидающие детский дом и не имеющие жилья – потенциальные преступники, – заявила начальник отдела по делам несовершеннолетних Любовь Мартышина. – Им негде жить, из-за этого многие не могут устроиться на работу. Единственным выходом остается пойти в криминал». Г-жа Мартышина отметила и проблему сохранности жилья сирот, находящихся в детских домах. По ее словам, в бюджет необходимо заложить расходы и на работу по отслеживанию ситуации с квартирами воспитанников. Тогда органы местного самоуправления будут отвечать за возможные махинации с жильем сирот.

Эксперты убеждены, что проблему нужно решать не только с помощью увеличения финансирования. «Выходом могло бы стать создание специального фонда социального жилья, – пояснил «НИ» г-н Альтшулер. – Это был бы своего рода аналог советской системы: сироты не имели бы права его продавать и не были бы собственниками».

Пока же прогноз экспертов неутешителен. Цены на квадратные метры стремительно идут вверх. Во многих регионах этот процесс идет в десятки раз быстрее, чем в столице, отнимая у сирот последнюю надежду на свой угол.

В ПОЛЬШЕ КВАРТИРЫ СИРОТАМ ПОКУПАЮТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

Сегодня в Польше порядка 100 – 110 тыс. сирот, в том числе социальных. Из них 70 тыс. воспитывается в приемных семьях. Но и для тех, и для других со временем становится актуальным вопрос – а что дальше? Согласно польскому законодательству каждый ребенок-сирота по достижении совершеннолетия имеет право на собственное жилье, предоставлять которое обязано государство. Правда, местные органы власти не спешат с помощью обездоленным. В минувшем году только чуть более 20 сирот получили жилплощадь от государства. Спасают сирот различные благотворительные фонды. Например, «Товарищество квартирной помощи для сирот» за 26 лет своего существования осчастливило жильем более 26 тысяч сирот. Спонсируют фонд промышленные концерны, банки и простые добровольцы.

Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

Подпишитесь