Posted 18 октября 2007, 20:00

Published 18 октября 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Некавказская пленница

18 октября 2007, 20:00
Конец священного для мусульман месяца Рамадан ознаменовался открытием сезона охоты на невест. Только за минувшую неделю правоохранительные органы Дагестана зарегистрировали три случая похищения женщин, как предполагается, с целью женитьбы. И это только начало. Ежегодно в республике крадут около сотни невест.

Причем далеко не все из них соглашаются на брак. Юношей не останавливают даже запреты духовенства. Для многих современных джигитов украсть девушку – значит доказать свою доблесть. Молодые люди снимают похищения на мобильный телефон и с гордостью демонстрируют видео своим сверстникам. В милиции бьют тревогу: в последнее время похищать невест стали не только на Кавказе, но и по всей стране. Ведь статья Уголовного кодекса, каравшая похитителей девушек, отменена.

После мусульманского праздника Ураза-Байрам в органы внутренних дел Дагестана один за другим стали поступать заявления от родственников похищенных девушек. В Махачкале сотрудники Кировского РОВД задержали 30-летнего жителя селения Утамыш, который похитил «с целью женитьбы» 20-летнюю студентку первого курса Дагестанского госуниверситета. В селении Брянск Кизлярского района трое мужчин с теми же намерениями увезли на «Жигулях»

22-летнюю сотрудницу продуктового магазина. А в Кизилюртовском районе 22-летний житель селения Кироваул похитил 18-летнюю девушку из селения Нечаевка.

Или в ЗАГС, или в суд

Правительство республики обеспокоено: в Дагестане настоящая эпидемия похищения невест. За восемь лет в регионе было похищено около 700 девушек. Причем в 99% случаях – с целью женитьбы. За восемь месяцев 2007 года в прокуратуру республики поступило уже 55 сообщений о похищении женщин с целью вступления в брак. Но только в 17 случаях по заявлениям были возбуждены уголовные дела. В остальных случаях все кончалось... свадьбой. «Как правило, сами родственники похищенной и забирали заявления, – сообщил «НИ» старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалдинов. – До суда дошло всего три уголовных дела». По словам государственного секретаря Дагестана Такибат Махмудовой, «у нас в республике к краже невест относятся с улыбкой, но в целом по России отношение к этому совсем другое – в глазах соседей мы выглядим очень непривлекательно».

Чиновница ошибается: соседи не понаслышке знакомы с этой традицией. В Чечне девушек крадут каждую осень – именно в это время года открывается сезон охоты на невест. Здесь это тоже не считается преступлением. Прибегают к помощи милиции только в том случае, если сваты неприлично опаздывают. «В этом году было три случая обращения родственников похищенных девушек, как потом выяснило следствие, с целью женитьбы, – сообщили «НИ» в РОВД Ленинского района города Грозный. – Если речь идет о сватовстве, мы ограничиваемся профилактической беседой с женихом. Но обычно родственники договариваются между собой. Здесь уже не до судебных тяжб, к свадьбе готовиться надо».

Повесть о Ромео и Джульетте

По данным экспертов, до 25% похищений происходят с согласия невесты. Обычно это истории любви, похожие на роман Ромео и Джульетты. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей, в большинстве случаев главный стимул украсть невесту – банальные финансовые проблемы. Свадьба – удовольствие дорогое, а для многодетных семей и вовсе грозит разорением. Да и невесты предъявляют к женихам завышенные требования: чтобы была машина, квартира, хорошая работа. По прогнозам экспертов, именно в связи с растущим социальным расслоением стоит ожидать роста числа похищений.

А может, это не так и плохо? Ведь древний обряд помогает влюбленным найти свое счастье. По крайней мере, в этом уверены некоторые «пострадавшие».

Падам замужем уже 30 лет. Про то, как ее украл будущий супруг Адам, она вспоминает с улыбкой. «Я тогда жутко испугалась, ведь украсть девушку в советское время – уже подвиг, за это могли посадить, – рассказывает она «НИ». – Помню, как подошла моя будущая свекровь и сказала: «Оставайся, дочка, не пожалеешь». И я действительно не пожалела ни об одном дне, который провела вместе с Адамом. У нас пять сыновей и дочь, 12 внуков – разве это не счастье?» Зарема с детства мечтала о большой любви и, наконец, нашла ее. «С Дэни мы встречались больше года, дело шло к свадьбе, – поведала «НИ» Зарема. – Но мама не соглашалась на мое замужество, говорила, что он живет слишком далеко от родного села. Вот тогда Дэни меня и украл... Уже пятый год, как мы вместе, и мама со временем смирилась. У нас двое сыновей, ждем появления третьего ребенка, надеюсь, это будет девочка».

Только для четверти девушек похищение – происшествие приятное.

Кровные «родственники»

И тем не менее в подобных похищениях зачастую больше криминала, чем романтики. «Я встречался со своей девушкой около двух лет, мы живем в одном селении, и все шло к тому, что мы поженимся, – рассказал «НИ» житель Ногайского района Дагестана Идрис Абсаламов. – Однако она приглянулась парню из соседнего селения, и он вместе со своими дружками украл ее. Я тут уже ничего не мог поделать: ей пришлось выйти за него замуж». Похищенные девушки редко бывают старше 20 лет. Самым младшим невестам поневоле – всего 13. Марьям, которая попросила «НИ» не называть ее фамилию, рассказывает о своем грустном опыте: «Мне было 15 лет, когда меня украли. С подругой шла в школу – и вдруг меня затащили в машину и увезли. К счастью, родители вскоре приехали и забрали меня, спасибо подруге, запомнила номер автомобиля». Чтобы наказать обидчика, родители Марьям назначили большой по чеченским меркам штраф – 250 тыс. рублей.

И все же чеченцы знают истории с более печальным концом. Так, например, несколько лет назад в селе Автуры из-за кражи девушки погибли 11 человек как со стороны жениха, так и невесты. Вот такая кровная месть за оскорбление чести. Семьи неудавшихся жениха и невесты враждуют до сих пор.

А на днях машина, на которой везли похищенную девушку, попала под грузовик. Погибли пятеро пассажиров, включая жениха и невесту. Очевидцы рассказывают, что «джигиты» неслись на большой скорости, явно опасаясь погони.

Уж замуж невтерпеж

Сегодня такие истории все чаще стали происходить и за тысячи километров от Северного Кавказа. Так, в июле этого года в Приморском крае была похищена 16-летняя девушка. Она шла по улице Вокзальной города Спасск-Дальний из магазина, когда рядом с ней затормозил микроавтобус. Из него выскочили трое, набросились на девушку, несколько раз ударили ее, а потом силой затащили в машину и скрылись. По предварительной версии, девушку украл потенциальный жених.

В мае жительница Ставропольского края организовала похищение 14-летней невесты для своего сына. Вместе с друзьями она приехала в станицу Урухская, где жила девушка. Мужчины, вооружившись бейсбольными битами, проникли в ее дом, похитили девушку и, усадив в «Газель», привезли в палатку на автовокзале Владикавказа. Через два дня родители девушки выяснили, где их дочь, и попытались вызволить пленницу. Однако похитители железными прутьями отбили девушку. После вмешательства милиции несостоявшаяся невеста вернулась домой. Георгиевский суд приговорил излишне заботливую мамашу к шести годам тюрьмы.

В середине января похожий инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Несколько молодых людей подсторожили 19-летнюю студентку медицинского училища в Ленинском районе и увезли ее в неизвестном направлении. Девушка ухитрилась позвонить родителям и сказать, что ее перевозят с одной квартиры на другую, так что своего точного местонахождения она не знает. Родители были в панике: в 2005 году таким же образом похитили и принудили выйти замуж их старшую дочь. Они предположили, что организатором похищения может быть 25-летний выходец из Армении. Как выяснило следствие, он заставил девушку написать расписку, что она добровольно поехала с ним. Спустя некоторое время пленница вернулась домой.

В июне 2005 года 19-летнюю жительницу деревни Смирново Пышминского района Свердловской области больше недели похитители прятали в разных домах, добиваясь от нее согласия выти замуж. Загадочным женихом оказался 60-летний мужчина, с которым некоторое время жила девушка. Чтобы завоевать сердце возлюбленной опять, он решил ее украсть, а потом освободить. Впрочем, «спасению» помешали милиционеры. Суд приговорил соучастников к 7 годам тюрьмы, а организатор отправился на лечение в психиатрическую клинику.

Мама, не горюй

Исламское духовенство категорически против этого древнего и по европейским меркам дикого обычая. «Канонически похищение невест запрещено, – рассказал «НИ» имам-хатыб мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. – С точки зрения мусульманских законов это можно расценивать как разбой. То, что люди все равно продолжают воровать девушек, происходит от недостатка просвещенности».

Старейшины Кавказа согласны с этим утверждением. Они говорят, что если молодой человек украл невесту, то он не достоин того, чтобы она его полюбила. Похищение дочери считалось страшным оскорблением для ее семьи. Войны, которые сотрясали Кавказ последние десять лет, практически уничтожили представления о том, что можно делать, а чего нельзя.

Сегодня для многих юношей похищение невесты – лишь повод прослыть бесстрашным героем и поднять свой авторитет среди сверстников. Свои подвиги они теперь снимают на мобильный телефон. В распоряжение «НИ» попала одна такая запись. Под бодрую восточную музыку идет нарезка из нескольких похищений. Вот девушка беседует с двумя юношами, потом собирается уходить, но ее заталкивают в машину. Следом бежит женщина постарше – видимо, мама. Другая сцена. Толпа людей: одни пытаются девушку похитить, другие – помешать им. Слышны истерические крики самой «невесты». И только начавшаяся стрельба заставляет похитителей отказаться от задуманного.

По закону гор

Советский Уголовный кодекс предусматривал соответствующее наказание за принуждение женщины к выходу замуж. Причем карались не только будущие женихи, но и ближайшие родственники невесты, способствовавшие похищению. Так, до 1995 года родителей невесты, принявших за невесту деньги, скот или другое имущество, могли посадить в тюрьму на срок до года, с конфискацией выкупа. Уплата калыма каралась общественным порицанием, а в самом худшем случае – исправительными работами на срок до одного года. Само похищение невесты наказывалось двумя годами лишения свободы.

В 1996 году новый УК РФ главу «преступления, составляющие пережитки местных обычаев» отменил. А заодно позволил похитителям почувствовать себя в безопасности. «Поскольку кража невест обычно происходит в группах, то злодеяние подпадает под ч. 2 статьи 126 Уголовного кодекса, – пояснил «НИ» адвокат Артур Пан. – И тогда преступнику грозит до 15 лет тюрьмы. Хотя в разных регионах своя специфика. Скажем, в Москве, Петербурге, Красноярске наказание будет суровым. А, к примеру, в Ингушетии преступник может отделаться и условным сроком».

Впрочем, есть одна юридическая тонкость. Если похититель освободит свою жертву добровольно и при этом в его действиях нет иного состава преступления, то от уголовной ответственности он освобождается.

Неравная борьба

Весной Народное собрание Ингушетии вносило в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за похищение женщины с целью вступления в брак. Поправка в УК предусматривала до трех лет тюрьмы для не в меру ретивого жениха. Верховный суд поддержал инициативу ингушских парламентариев, но правительство рекомендовало отклонить законопроект, мотивировав отказ тем, что предложенная поправка «исключает возможность стимулирования лиц, похитивших женщину, к прекращению удержания ее в неволе».

На местах решили бороться с кражами невест без отмашки из центра. Так, например, имам ингушского села Пседах установил крупный штраф за похищение невест. Нововведение оказалось эффективным: кражи прекратились. Муллы и муфтии Чеченской Республики ведут разъяснительную работу с молодежью, а также облагают похитителей штрафами в размере 30 тыс. рублей.

БРАЧНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Традиция похищать невесту уходит корнями в далекое прошлое. Достаточно вспомнить Елену Прекрасную и Париса. Еще Геродот описывал древний обычай энохов из Иллирии, когда девицы на выданье вместе с родителями приезжали в определенное место, куда прибывали и готовые жениться мужчины. За невесту родители получали выкуп. Кстати, обычай выкупа у древних бриттов назывался wed, откуда и пошло слово wedding, то есть свадьба. «Исторически похищения невест делились на несколько видов: против воли, с согласия невесты, с согласия невесты и родителей, – рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Любовь Соловьева. – Почти то же самое остается и сейчас. По традиции невесту увозят в дом жениха и приглашают туда ее родственников. Потом они вместе спрашивают невесту, согласна ли она на брак. Если да, то начинались приготовления к свадьбе, нет – ее отпускали. В Адыгее одна женщина рассказала, что ее похищали аж пять раз. Ее отцу, видимо, все это надоело, и он сказал: в следующий раз украдут – не поеду за тобой. Правда, на шестой раз ей жених понравился, и она вышла-таки замуж». «Есть еще один момент. Когда старшая сестра не замужем, неловко сватать младшую, – пояснил «НИ» руководитель правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов. – Чтобы семье сохранить лицо, приходится вспоминать традиции»...

Подпишитесь