Posted 18 октября 2007, 20:00
Published 18 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 02:13
Updated 8 марта, 02:13
Сразу оговоримся, что non-domiciles могут проводить на Туманном Альбионе львиную долю своего времени и даже иметь британский паспорт. Их статус определяется тем, что они или родились в другой стране, или имеют отца, жившего за границей в момент их появления на свет. Для получения этого статуса достаточно показать билеты, свидетельствующие о регулярных полетах на родину, и доказать намерение когда-нибудь вернуться туда насовсем.
Среди non-domiciles есть и очень состоятельных люди, включая членов ежегодно публикуемого журналом Forbes списка первых богачей планеты. Достаточно назвать имена индийца Лакшми Миталя, россиянина Романа Абрамовича, шведа Ханса Раузинга, египтянина Мухаммеда аль-Файеда. Всего, кстати, в Лондоне живут 23 миллиардера такого масштаба.
Non-domiciles обладают одним существенным преимуществом – они платят подоходный налог лишь с доходов, полученных на британской территории. При этом деньги, заработанные за рубежом, переводить в Великобританию можно. А для того чтобы они не облагались налогом, их нужно оформлять в виде капитала. При этом вместо положенных 40% платятся сущие пенсы. По оценкам специалистов, благодаря non-domiciles казна ежегодно теряет как минимум 1 млрд. фунтов. И, надо сказать, что этой привлекательной лазейкой в налоговом законодательстве Великобритании пользуются все, кому не лень. Из 400 богачей, зарабатывающих более 10 млн. фунтов стерлингов в год, только каждый шестой платит подоходный налог. Лондон не является налоговой Меккой лишь для богатых американцев, которые, согласно законодательству своей страны, платят налоги со всех заработков, независимо от места проживания.
В 2005 году в Великобритании было зарегистрировано 112 тысяч non-domiciles. Цифра сопоставима с населением таких известных налоговых убежищ, как Монако, Андорра и Лихтенштейн, вместе взятых. Не случайно, в апреле этого года МВФ назвал Лондон и Бермуды главными на планете офшорными зонами.
Конечно, простых британцев подобное положение дел не устраивает. Требования отменить закон о non-domiciles, принятый еще в 1799 году, слышатся все чаще. Работая министром финансов, сам Гордон Браун в 2002 году распорядился подготовить доклад на эту тему. Однако опубликован он так и не был, и вообще этот вопрос вскоре замяли. Министры-лейбористы не торопятся отменять налоговые льготы, опасаясь, что Великобритания потеряет привлекательность для богатых иностранцев и те уедут со своими миллиардами в Монако или Швейцарию.
Но многие полагают, что закрывать эту налоговую лазейку уже поздно. Ведь Лондон и вся британская экономика основательно «подсели» на супербогатых иностранцев. В принципе консерваторы предлагают non-domiciles выбор: платить налоги, как все британцы, или сохранить свой статус, но при этом отдавать каждый год бюджету страны пребывания 25 тысяч фунтов стерлингов. По их оценкам, на Туманном Альбионе сейчас насчитывается от 150 до 200 тысяч non-domiciles. Даже с учетом того, что платить будут не все, в год новый сбор даст примерно 3,5 млрд. фунтов стерлингов.
Конечно, для Миталя или Абрамовича 25 тысяч – сущая безделица, но десятки тысяч квалифицированных специалистов, живущих и работающих в Великобритании, окажутся перед нелегким выбором. Не у многих найдутся за границей капиталы, с которых будет смысл платить налог. Поэтому уже сейчас тысячи иностранцев уезжают. Например, в Швейцарию, где завидное положение «налоговых беглецов», как их там называют, пока незыблемо.
Но и Швейцарскую конфедерацию недавно потряс скандал, в центре которого оказался один из самых богатых «беглецов». Многократный чемпион мира в автогонках Михаэль Шумахер прячется здесь от высоких немецких налогов с 1996 года. Легенда «Формулы-1» даже зарегистрировался... на бирже безработных, воспользовавшись местным законом, запрещающим гонки на автомобилях и позволяющим ему считаться лицом без постоянного дохода. Конечно, главной целью Шумахера было еще больше сэкономить на налогах. На этот раз – на недвижимость. Экс-чемпион построил на берегу Женевского озера дом стоимостью не менее 50 млн. евро! Как отмечали швейцарские газеты, он старался экономить на всем и даже нанял строителей из Восточной Европы, которым платил копейки. Не забыл, конечно, Михаэль Шумахер и о собственном спортивном центре. Он состоит из тренажерного зала, большой джакузи, сауны с парной, солярия и бассейна. Недалеко от замка сооружены вертолетная площадка и автозаправочная станция (все это собственность Шумахера). Новоселье одного из самых богатых спортсменов мира, получающего пособие по безработице, переполнило чашу терпения швейцарцев. Два года назад социал-демократы уже пытались провести поправки к налоговому законодательству, лишающие заграничных богачей привилегий. Тогда у них, правда, ничего не получилось. И вот в начале этого года поправка «против Шумахера» была вновь внесена в парламент. Правда, парламентарии отложили рассмотрение этого вопроса на полгода и до сих пор к нему не возвращались.
КСТАТИ
Знаменитому теннисисту Борису Беккеру, утверждавшему, что он живет в Монако, за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах грозили 3,5 года тюрьмы. Его нечаянно подвел преданный болельщик, который не один год аккуратно вырезал из газет и журналов все, что касалось кумира. При помощи этого досье полиции удалось доказать, что в Мюнхене Беккер проводил значительно больше трех месяцев в году.
Покойный Лучано Паваротти тоже пытался скрыться от высоких налогов в Монако и тоже едва не поплатился за это свободой. Отвечая на вопросы итальянской налоговой полиции, знаменитый певец не только не знал адреса своей квартиры в Монте-Карло, но и не смог даже найти на фотографиях дом, в котором она находится. Спасли Паваротти только квалифицированные адвокаты.