Posted 17 октября 2007, 20:00

Published 17 октября 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Женское рукоделие

17 октября 2007, 20:00
Вчера в одном из столичных кинотеатров завершился мини-фестиваль «Осенняя эйфория», на котором было представлено несколько лент из программ крупных международных фестивалей. Среди них – «Тайная любовница» Катрин Брейя, «Параноид парк» Гаса Ван Сэнта и «Александра» Александра Сокурова. Смотр артхауса открылся картиной С

Мэгги – привлекательная вдова лет пятидесяти из лондонского среднебуржуазного пригорода срочно нуждается в деньгах на платную операцию для любимого больного внука. В отличие от российских родственников страдающих детей она не стоит в подземных переходах с протянутой рукой, не публикует в газетах чувствительных обращений и не рассылает по Интернету слезных спам-писем, а пытается опереться на собственные силы. Ища в Лондоне работу, видит объявление «Требуются официантки», заходит в дверь под вывеской «Мир секса» и оказывается в стрип-клубе, хозяин которого сначала намеками, а потом прямо объясняет, что от нее требуется то, что по-английски называется hand job. Поколебавшись, Мэгги соглашается, проходит у опытной рукодельницы краткий курс обращения с мужским достоинством, приступает к работе и благодаря поистине золотым рукам начинает зарабатывать неплохие деньги. Тогда владелец заведения предлагает ей «сценический» псевдоним Ирина Палм (palm – ладонь) и отмечает им ее рабочее место, к которому тут же выстраиваются ежедневные очереди. Так Ирина Палм выходит в передовики труда («Я лучшая работница в Лондоне», – бросает она подругам-ханжам, которые тщетно пытаются ее уязвить). Все это подается с юмором, но без иронии. «Работа есть работа» – как бы говорят нам создатели фильма.

Заканчивается фильм хеппи-эндом – секс-бабушка набирает внуку необходимую сумму на лечение и сливается в поцелуе с хозяином клуба, скрывающим под грубой личиной разбитое сердце.

Самое удивительное, что эта смесь фривольной трагикомедии, мыльной мелодрамы и традиционного для Англии «социального кино» сделана без пошлости, в отличие от ее предшественника – фильма «Полный голяк», где безработные мужчины, преимущественно в возрасте, организовали стриптиз-шоу. «Виноваты» в отсутствии пошлости прежде всего обаятельная исполнительница главной роли, известная певица Марианна Фэйтфул и замечательный югославский актер Мики Манойлович, знакомый нашим зрителям по «Приключениям трупа», «Пороховой бочке» и фильмам Кустурицы. Лицо Фэйтфул, за исключением моментов легкого смущения, сохраняет одно и то же доброжелательное выражение, которое едва ли смогла бы удержать профессиональная актриса. Пошла на пользу картине и своеобразная целомудренность режиссера Сэма Гарбарски, который или оставляет за кадром все пикантные подробности, или выбирает ракурс, где они чем-нибудь заслонены. Он не позволяет себе даже легкой демагогии на тему общественной пользы «ручной работы», которая утоляет страждущих и умиротворяет агрессию.

Менее удивительно, что многие критики и зрители посчитали «Ирину Палм» лучшим фильмом прошедшего в феврале и очень политизированного Берлинского кинофестиваля – на безрыбье и рак рыба.

В «Осенней эйфории» заслуживал внимания также «Параноид парк», продолжающий ряд фильмов Ван Сэнта про подростков-убийц («Джерри», «Слон» и др.), но интересный не столько этим, сколько новыми повествовательными приемами, придумывать которые этот выдающийся режиссер весьма горазд. Менее любопытны «Свадьба Туи» Ван Цюань-Аня, обладателя «Золотого медведя» Берлинале-2007, и «Тайная любовница» некогда радикальной француженки Катрин Брейя – мейнстримовская костюмная драма из жизни молодого аристократа, который после женитьбы хочет порвать со своей давней подругой. А о сокуровской «Александре» – особый разговор в другой раз.

Подпишитесь