Posted 16 октября 2007, 20:00
Published 16 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:32
Updated 8 марта, 08:32
Глава Финляндии Тарья Халонен заявила в интервью газете «Хельсингин саномат», что Владимир Путин «был очень хорошо проинформирован на эту тему, я лично побывала на границе, чтобы все увидеть своими глазами. Российская сторона приняла необходимые решения, теперь остается их лишь эффектитвно воплотить». Тем не менее именно воплощение правильных решений, по мнению финских СМИ и высокопоставленных чиновников, каждый раз натыкается на непреодолимые препятствия.
Как считает министр транспорта и коммуникаций Финляндии Сусанна Хуовинен, ее страна сделала все, что можно, для ускорения пересечения границы трейлерами. Главная проблема – в «неэффективности» российской таможни.
Финские СМИ активно цитируют недавнее исследование специалиста по логистике Ильмари Ларьяваара, который длительное время собирал факты, что называется, «в поле». Помимо интервью с представителями различных компаний и официальными лицами Финляндии, он сам переезжал на грузовике границу, чтобы увидеть, как работает вся эта система. По мнению исследователя, российская таможня «саботирует» введение электронного декларирования грузов, что позволило бы по меньшей мере в два раза сократить срок прохождения границы. «Если бы электронное декларирование заработало, все данные о товарах и их стоимости автоматически передавались бы из Финляндии в Россию, – заявляет ученый, – весь процесс стал бы прозрачным. Сегодня же импортеры, чтобы не платить налоги в России, меняют на границе финские бумаги о товаре и его стоимости на такой же пакет, но с другими данными, предназначенный для российских властей. Таможня и импортер в принципе договариваются друг с другом о подобном обмане государства».
Финские компании, по мнению г-на Ларьяваара, участвующие обмане, признавались исследователю, что вынуждены это делать, чтобы сохранить российских клиентов: «Иначе они будут покупать у других, более «гибких» партнеров». При этом надо отметить, что подобные подтасовки бьют исключительно по российскому бюджету: в Финляндии законы не нарушаются.
Пробная попытка ввести электронное декларирование, так называемую «Зеленую линию», была сделана еще три года назад. В эту систему было включено несколько финских и шведских логистических компаний, работающих на Россию. Как заявил генеральный директор Финской таможни Тапани Эрлинг, российская сторона соглашалась распространить «Зеленую линию» еще на 15 компаний, но такое увеличение списка «избранных» не может кардинально улучшить ситуацию. Вместе эти компании отвечали бы всего за 4% грузооборота на финско-российских переходах.
Газета «Хельсингин саномат» цитирует Петра Иванова, начальника таможенного пункта «Торфяновка» – крупнейшего перехода на российско-финской границе, который, признавая тот факт, что «Зеленая линия» в два раза сокращает время таможенных формальностей, тем не менее заявлял на двусторонних встречах, что массовое введение электронного декларирования было бы контрпродуктивным. По его мнению, если большое число новых компаний будет включено в эту систему, таможенный коридор может оказаться перегруженным.
Сотрудник Банка Финляндии Симон-Эрик Оллус, занимающийся проблемами экономического мошенничества на границе, считает, что из-за двойного фактурирования реальная стоимость грузов, пересекающих границу России из Финляндии, занижается примерно на треть. В начале 2000-х годов эта цифра составляла половину стоимости грузов. О том, какие суммы теряет российский бюджет, можно судить, если вспомнить, что официальный объем двусторонней торговли в прошлом году составил 12 млрд. евро.
Евгений МОСКВИЧЕВ, замминистра транспорта РФ:
– Перевозчики не должны платить за контроль, который осуществляет государство при пересечении границы. Я имею в виду так называемые «околотаможенные услуги», предоставляемые некоторыми коммерческими организациями за «удобства» при сопровождении грузов и прохождении пунктов пропуска. Таможня должна быть отделена от любой коммерции…Они (перевозчики. – «НИ») платят за услуги, которые им не нужны. И платят немало. Я приводил пример 103 досмотров машин одной компании. Ей пришлось выложить за это из своего кармана около двух миллионов рублей. Столь значительные финансовые затраты перевозчиков в автомобильных пунктах в дополнение к потерям из-за задержек снижают их конкурентоспособность.
(Из выступления на совместном заседании коллегий Минтранса и Федеральной таможенной службы РФ)