Posted 16 октября 2007, 20:00

Published 16 октября 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:32

Updated 8 марта, 08:32

Каспий не поделили

16 октября 2007, 20:00
Вчера Владимир Путин присоединился к лидерам прикаспийских государств, собравшихся в Тегеране в очередной раз разделить Каспийское море. Однако о чем-то конкретном на саммите так и не договорились, ограничившись декларацией о дальнейшем продолжении переговоров. Позже президенты России и Ирана один на один обсудили вопр

В Тегеран российский президент прилетел вчера утром, а не вечером накануне, как планировалось ранее. В пресс-службе главы государства «НИ» сообщили, что это никак не связано сообщением о якобы готовящемся покушении на Владимира Путина. Просто президент решил задержаться в Германии. Однако иранские спецслужбы сочли, что опасность российскому президенту действительно угрожает. Как рассказал «НИ» один из постояльцев гостиницы «Эстегляль», на верхнем этаже которой должен был ночевать российский президент, в понедельник были опечатаны и заново проверены все номера. Причем сотрудники спецслужб не ограничились простым осмотром, а даже отодрали плитку в ванных комнатах.

Сама иранская столица была буквально наводнена военными и полицейскими в самой разной форме и с самым разным оружием. Автоматчики оцепили несколько кварталов вокруг дворца Саадабад в северной части Тегерана, где должен был пройти саммит глав прикаспийских государств. Снайперы, не таясь, разместились на крышах и в бинокли рассматривали окрестности. Также было огромное количество людей в штатском, которые периодически препирались с людьми в камуфляже. Так, автобус с российскими журналистами несколько минут не мог припарковаться на площадке у дворца, потому что военные командовали ему встать в одном месте, а штатские – в другом.

Иранская пресса расценила приезд Владимира Путина как показатель того, что их страна вовсе не находится в международной изоляции. Однако воздействие санкций все сильнее сказывается на развитии экономики. Оборудование на нефтеперерабатывающих заводах безнадежно устарело, и Иран, будучи экспортером сырой нефти, вынужден покупать за границей бензин. Иранские самолеты в последнее время часто разбиваются из-за отсутствия запчастей. Нестабильно работает мобильная связь, а выйти в Интернет через мобильный телефон невозможно вовсе. Впрочем, при всей нелюбви к Америке доллары охотно принимают к оплате не только в отелях, но и на базаре.

Саммит лидеров пяти прикаспийских государств начался с молитвы, которую зачитал мулла. Затем начал выступать президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, а на мониторах в пресс-центре пропал звук. Очевидно, здесь были виноваты санкции, потому что все время что-то отключалось в пресс-центре – то электричество, то Интернет, то факсы. Позже удалось узнать, что иранский лидер требовал, чтобы в Каспийском море плавали суда только прикаспийских стран, и призывал «противодействовать чужеземцам». Учитывая, что Каспий – это озеро, непонятно, откуда там могут взяться «чужеземцы». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в свою очередь, потребовал перераспределить квоты на вылов осетровых, назвав нынешнее распределение (45% – Ирану, 27% – России и оставшиеся 28% – Казахстану, Туркмении и Азербайджану) пережитком времен СССР. Он также настаивал на том, чтобы маршруты трубопроводов, пролегающих через акваторию Каспийского моря, согласовывались не со всеми прикаспийскими странами, а только с теми, через чью территорию они проходят. Против этого выступила Россия и заявила, что Транскаспийский трубопровод в случае его аварии нанесет непоправимый ущерб экологии всего моря.

В свою очередь, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов остался недоволен тем, что его соседи уже начали разработку месторождений, территориальная принадлежность которых еще не определена. Напомним, что Россия выступает за раздел только недр Каспийского моря по береговой линии и уже подписала соответствующие договоры с Казахстаном и Азербайджаном. Иран же настаивает на разделе поровну между всеми странами, в результате чего границы в южной части моря до сих пор не определены. Изложив свои позиции, лидеры подписали декларацию о дальнейшем продолжении переговоров по разделу моря. Пока же решено руководствоваться двусторонними договорами. В декларации специально для хозяина саммита также упомянуто право каждого из прикаспийских государств исследовать и использовать ядерную энергию в мирных целях.

Махмуд Ахмадинежад начал итоговую пресс-конференцию с того, что поздравил Владимира Путина с прошедшим днем рождения. Затем иранский президент сообщил, что летом следующего года в России состоится конференция по созданию и организации экономического сотрудничества. При этом г-н Ахмадинежад, то ли оговорившись, то ли обладая некоей информацией, полученной из собственных источников, добавил, что конференция пройдет под руководством Владимира Путина. Похоже, в Иране, так же, как и в Германии, пока не до конца верят в то, что Владимир Путин может покинуть свой пост.

На пресс-конференции журналисту от каждой страны – участницы прикаспийского саммита предоставили право задать по одному вопросу. Четверо журналистов поинтересовались, как лидеры оценивают итоги саммита. Все пятеро президентов отвечали, что оценивают положительно. Только иранский журналист спросил у своего президента, кто мешает ему провести этот саммит и как он к этому относиться. Г-н Ахмадинежад витиевато ответил, что есть, мол, люди, которые «не хотят мира и стабильности и ищут пути удовлетворения своих незаконных интересов». Российский коллега поинтересовался у Владимира Путина, что он собирается обсуждать с иранским президентом. Тот назвал вопросы двустороннего сотрудничества – энергетику, авиацию и иранскую ядерную программу. «Россия – единственная страна, которая помогает осуществлять эту программу, – сказал Владимир Путин и затем, после короткой паузы все же добавил: – Мирного характера».

Подпишитесь