Posted 15 октября 2007, 20:00
Published 15 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:33
Updated 8 марта, 08:33
Сегодня власть удостаивает внимания тех, кому не так часто удается до нее достучаться. Поклон в сторону стариков – и на повышение пенсий с 1 декабря в этом году выделяется дополнительно 28 млрд. руб., а в следующем – 138 млрд. Это плюс к тем 21,26 млрд., которые уже пошли на рост пенсионных выплат с 1 октября. Лучезарная улыбка милым дамам – и на повышение пособий по беременности и родам нашлось еще 151,44 млн. Похлопали по плечу инвалидов – и решено гасить долги поставщикам льготных лекарств: 74,9 млрд. руб. за прошлый год и 15 млрд. за этот. Приветливо помахали рукой работникам хайтека, особо кивнув нанотехнологам, – и из бюджета отскочили еще 640 млрд. на развитие.
Кто бы спорил: нужно и пенсионерам помочь материально, и будущим мамам платить больше, и льготникам наконец-то дать обещанные лекарства, и о завтрашнем дне нашей экономики думать заранее. Тем более что денег в стране много, и, в принципе, на все хватит. Беспокоит то, что делается это практически одновременно. Почему делается, понятно – выборы скоро, а вот побочные результаты тревожат. Стране фактически предлагается запить таблетку снотворного слабительной микстурой. Картина пробуждения в общих чертах ясна, сроки рассчитать тоже несложно.
Экономика не может не почувствовать такого мощного вброса денег. Реагирует она на него, как правило, инфляцией. Особенно если большая часть средств просачивается в потребление – как раз наш случай. Об этом много лет вполне резонно и дальновидно предупреждал министр финансов Алексей Кудрин. Однако, став еще и вице-премьером, он, видимо, понял, что отвечать теперь придется не только за финансы. Мало того, до 2 декабря ими можно в какой-то степени и пренебречь. Тем более что за полтора месяца никаких катаклизмов не произойдет. Известно ведь, что между причинами и следствиями инфляции пролегает некий временной лаг, который обычно составляет 3–4 месяца. Вот в январе–феврале и будем разбираться.
Между тем в начале года скажутся последствия не только сегодняшних многомиллиардных денежных закачек. Цены производителей растут сейчас гораздо быстрее, чем в рознице, а она, как говорят умные люди, отреагирует на сей факт тоже как раз в январе–феврале. К тому же сразу после новогодних праздников повышаются жилищно-коммунальные тарифы. Поскольку делать это по закону можно только раз в год, никто этот шаг не откладывает: раньше повысишь – раньше получишь. Проезд в общественном транспорте дорожает тоже, как правило, в январе. Угроза того, что все нынешние прибавки и добавки уже через три месяца инфляция съест и не подавится, не просто вероятна, она реальна.
Поверить в то, что экономический блок правительства этого не знает, невозможно – там собрались умные, высоко квалифицированные профессионалы. Но, помимо экономических, есть еще и некие высшие цели, которые диктует ситуация. Не признавать их, находясь при власти, – все равно, что плевать в колодец, да еще и против ветра. На сегодня главная цель – парламентские выборы, которые, судя по всему, важнее президентских. В самом деле, все инфляционные осадки прольются с неба, похоже, именно тогда, когда страна будет готовиться голосовать за нового главу государства. Однако это, видимо, для власти не так важно: выбрав «какой надо» парламент, население ничего не сможет возразить и «какому надо» президенту. А разгребать то, что сегодня наделали, будем, как всегда, сообща.