Открытие скульптуры работы Василия Пчелина стало знаковым событием: это первая из серии жанровых скульптур в Краснодаре. Сюжет скульптуры прост: наряженные по моде начала XX века мопс и болонка, а может, бульдог с гончей, сразу не разберешь, чинно прогуливаются на фоне кирпичной стены, на которой выбиты строчки Маяковского, посвященные Краснодару: «Это ж не собачья глушь, а собачкина столица».
Бродячие псы во времена великого футуриста действительно были символом города. «Краснодар в 20-е годы был наполнен породистыми собаками, которые потеряли хозяев во время боев гражданской войны, эпицентром которой на Юге России был наш город, – рассказала «НИ» краевед Марина Никишова. – Псы, охранявшие купеческие лабазы и особняки чиновников, офицерские гончие, полицейские ищейки, были выброшены на улицу, так же, как и их хозяева. Власть тогда с бродячими животными не боролась, хватало проблем с беспризорниками и нищими. На это и обратил внимание Маяковский».
Спустя восемьдесят лет бродячие псы вновь рискуют стать негласным символом Краснодара. Местных медиков это скорее пугает. С начала года в травмпункты обратились почти 2 тыс. искусанных бродячими псами краснодарцев. В три раза возросло количество очагов бешенства. А ведь это только официальные цифры. Между тем борются с проблемой в городе по старинке – бродячих животных ловят и усыпляют. Как сообщила корреспонденту «Новых Известий» ведущий специалист ветеринарного управления Краснодара Ульяна Хрипченко, за прошлый год было отловлено около 10 тыс. бродячих собак и собрано несколько тысяч трупов четвероногих.
Эксперты убеждены: ситуация еще не вышла из-под контроля только благодаря местным энтузиастам, которые подбирают бездомных собак, ищут им новых хозяев, пристраивают в приюты. Одна из них Катя Суркова. Уже не первый год она своими силами реализует в городе программу стерилизации животных. Знакомые ветеринары лишают бродячих псов основного инстинкта и отпускают на волю. Такие меры за пару лет смогли бы остановить рост популяции бродячих животных, если бы программу удалось вывести на официальный уровень.
Но у городских властей лишних денег пока нет. Единственное, на что пошла местная мэрия, – выделила участок для строительства крупного приюта для беспризорных животных. Правда, надо еще найти спонсоров для такого серьезного дела. Пока их нет. Но у горожан все-таки появилась надежда на то, что единственными бездомными собаками в городе останутся две бронзовые скульптуры.