Как стало известно в минувший уикенд, отделение фракции ЛДП от префектуры Гунма, представленное в парламенте премьер-министром Фукудой, накануне выборов 2003 и 2005 годов получило 6 млн. иен пожертвований. Эта сумма была переведена на счета ЛДП компанией «Фуджита» и ее филиалом, получившими от государства крупные строительные контракты. Еще 2,2 миллиона иен были получены от двух других компаний. А по японским законам о выборах законодателям запрещается принимать пожертвования от компаний, выигравших правительственные контракты. Ситуация осложняется тем, что президент филиала этой компании в Гунме возглавлял подсчет голосов на этом избирательном участке.
Этот скандал с незаконным получением 8,2 миллиона иен (немногим более 70 тыс. долларов, но здесь важнее не размеры незаконных финансовых вливаний, а сам факт наличия таковых) может серьезно подорвать позиции нового премьера, который, по всем последним данным, стал заметно завоевывать популярность благодаря своему политическому опыту, осторожности и взвешенной, продуманной политике.
Так, несколько дней назад в программной речи в парламенте Фукуда заявил о необходимости добиваться улучшения отношений с соседними странами (он называет это «новым курсом»). Но, что касается крупнейшего соседа Японии – России, новый премьер, как и его предшественники, увязал улучшение отношений с усилиями по разрешению территориального спора о принадлежности Южных Курил. Гораздо интереснее выглядят изменения внешнеполитического курса на других направлениях. Альянс с США, который хотя и остается «основой внешней политики», теперь в большей мере будет увязываться с «близкими и доверительными» отношениями с азиатскими соседями. Фукуда пока хранит молчание по поводу пересмотра антивоенных статей конституции (к чему активно призывал предыдущий премьер Синдзо Абэ). И в отличие от Дзюнъитиро Коидзуми не особенно стремится посещать токийский храм Ясукуни, где, в частности, похоронены лица, признанные после Второй мировой военными преступниками (известно, что это всегда крайне раздражает Китай и обе Кореи).
Интересно, что Фукуда дал обещание «приложить все усилия» для нормализации отношений с Северной Кореей. Но, как и в отношениях с Россией, здесь есть своя загвоздка: он эту нормализацию увязывает с немедленным возвращением всех японцев, по утверждению Токио, похищенных северокорейскими властями в 1970–1980-е годы, когда конфронтация между двумя странами достигла кульминации.
Показательна и другая головоломка, с которой сталкиваются новый японский кабинет и дипломаты. Фукуда называет «неотложной задачей» продолжение миссии японских ВМС в Индийском океане. Начиная с 2001 года японцы там заправляют топливом американские военные корабли. Речь идет о «косвенной» поддержке антитеррористической операции США и их союзников в Афганистане. Но с 1 ноября этого года срок действия японского «закона о борьбе с терроризмом», по которому и предоставляется такая помощь, истекает, и Фукуда всячески старается этот закон продлить. При этом в отличие от Абэ он не акцентирует внимание на необходимости расширения японского военного присутствия непосредственно в Афганистане. Тем не менее и такая поддержка Америки вполне может «уронить» растущую популярность Фукуды. Не стоит забывать, что «афганский вопрос» стал тем камнем преткновения, о который споткнулся его предшественник: очень многим в Стране восходящего солнца не нравится участие японцев в военных операциях за десятки тысяч километров от родины.