Posted 15 октября 2007, 20:00
Published 15 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:33
Updated 8 марта, 08:33
Крупные предприниматели на Западе, как правило, не только высокообразованны, но и хорошо воспитанны. Поэтому начинали все они за здравие. Так, председатель и главный исполнительный директор компании Ernst&Young Джеймс Терли в первую очередь похвалил Россию. «Мы отмечаем прогресс в диверсификации экономики, в 2006 году объем прямых иностранных инвестиций удвоился до 30 млрд. долларов, а за первую половину текущего года поток внешних вложений составил 36,8 млрд. долларов. Это очень, очень хорошие новости», – отметил он. По его словам, рост российской экономики обусловлен не только нефтяными ценами, но и значительным потребительским спросом.
Что же касается помех, которые препятствуют увеличению финансовых потоков в нашу страну, то с годами они не меняются. И г-н Терли, и другие представители западного бизнеса уже лет десять повторяют одно и то же: коррупция, административные барьеры, бюрократия, селективное толкование законодательства. Ответить им попытался замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов, но ответ получился весьма своеобразным. Он, естественно, заявил, что правительство России продолжит работу по снижению административных барьеров, в том числе для иностранного бизнеса. В качестве конкретного примера он привел разработанную упрощенную процедуру получения разрешения на работу иностранными гражданами, которые трудятся в представительствах зарубежных компаний. Помимо этого, он подчеркнул, что 4 из 17 первоочередных технических регламентов, использование которых значительно улучшило бы инвестиционный климат, уже прошли первое чтение в Госдуме. Остальные должны быть утверждены до 1 января 2010 года.
Мало того, что иностранцы говорили совсем о другом. Российский чиновник решил сделать из явных минусов плюсы. Техрегламенты – это не достижение наше, а беда. На сегодняшний день их должно было быть около 200, а нет ни одного. Это результат четырехлетнего труда наших государственных мужей, которые все время «продолжают работу по снижению административных барьеров». «Сроки принятия техрегламентов уже давно прошли», – сообщили «НИ» в думском комитете по экономике, предпринимательству и туризму. А принятые в первом чтении проекты по молочной, табачной, масложировой продукции и сокам к первоочередным можно отнести с очень большой натяжкой. «Из-за существующей «вязкой» системы госстандартов и согласований страна не только не получила большого количества иностранных инвестиций, нанесен вред и отечественному бизнесу», – подчеркнул наш источник.
Эксперты отмечают, что непреодолимые в течение долгих лет барьеры влияют не только на количество, но и на качество инвестиций. Как сообщил «НИ» первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, на сегодняшний день лишь около 4% иностранных компаний готовы вкладывать деньги в какие-то отрасли российской экономики, кроме углеводородной и сферы обслуживания. «Сегодня инвестиции идут только в сырьевую отрасль и торговлю», – пояснил ученый.
По его словам, в этих отраслях мы можем довольствоваться и внутренними инвестициями. Иностранные же вложения нужны России для «технологического рывка», а высокотехнологичные отрасли потянут за собой всю экономику. «Сегодня иностранные вложения в этой сфере не превышают 2–2,5%. Для сравнения: в Чехии и Польше этот показатель находится на уровне 15%», – сообщил г-н Сорокин.