Posted 14 октября 2007, 20:00
Published 14 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:35
Updated 8 марта, 08:35
Об этом западные и российские ученые рассказали журналистам на пресс-брифинге компании Bayer Schering Pharma, который состоялся в сентябре на Байкале в рамках Международного медицинского симпозиума «Рекомендуй свободу». Ведущие специалисты в области онкогематологии ответили на актуальные вопросы.
Евгений НИКИТИН, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории молекулярной гематологии ГУ ГНЦ РАМН:
«Сорок процентов пациентов россиян заболевают в расцвете лет»
– Сколько больных страдает хроническим лимфолейкозом, есть ли статистика по России и другим странам? Почему российские пациенты почти на двадцать лет моложе западных?
– Хронический лимфолейкоз (ХЛЛ) является самым частым видом лейкозов у взрослых. Им ежегодно заболевают более 3500 россиян, а всего число больных ХЛЛ в России около 14 000 человек. Таким образом, ХЛЛ – важная социально значимая проблема. Особенно хочу отметить, что 40% заболевших моложе 55 лет. Это активно работающие люди в расцвете лет. В европейских странах средний возраст больных составляет 70 – 75 лет. В нашей стране – 55 лет. Это связано с меньшей продолжительностью жизни россиян. Частота болезни возрастает с возрастом; старение популяции сопровождается ростом числа онкологических заболеваний, в частности ХЛЛ.
– Известны ли факторы риска заболевания. Какую роль играет экология, наследственность, инфекционные заболевания?
– Факторы риска заболевания, к сожалению, пока неустановленны. Медики определенно знают, что ХЛЛ не связан с радиацией. Данные о роли химических канцерогенов противоречивы. Ни профессия, ни образ жизни не влияют на возникновение болезни. Нельзя назвать и факторы внешней среды, устранение которых приведет к снижению заболеваемости. Имеются различия в заболеваемости между странами, например, китайцы, японцы значительно реже болеют. Если говорить о наследственности, у родственников больного риск заболеть ХЛЛ приблизительно в десять раз выше. Поэтому если кто-то в семье болен, нет смысла жить под дамокловым мечом. В силу специфики заболевания никаких специальных мер к раннему выявлению ХЛЛ предпринять невозможно. Все что могут сделать врачи – это лечить болезнь, когда она уже развилась.
– В чем преимущество использования метода моноклональных антител, как они «работают»?
– Антитела – это особые белки, которые представляют собой часть иммунной системы человека. Cвязавшись с определенным антигеном на поверхности клетки, они ее «метят». Поэтому такая клетка воспринимается иммунной системой как чужеродная и уничтожается. Также «работают» и моноклональные антитела, созданные в лабораторных условиях. Они связываются с антигенами на опухолевых клетках, уничтожая их.
Лечение антителами имеет много преимуществ но, пожалуй, главное – их специфичность. Обычная химиотерапия действует на все делящиеся клетки, как опухолевые, так и нормальные, и сопровождается такими осложнениями, как бесплодие, облысение, поражение слизистых. Зато антитела действуют только на опухолевые клетки, не затрагивая здоровых.
Кроме того, некоторые антитела настолько эффективны, что могут вызывать состояние, когда при исследовании самыми точными методами никаких признаков болезни у пациента нет вообще. Это то, чего достигнуть с помощью химиотерапии ранее не удавалось.
Вадим ДОРОНИН, кандидат медицинских наук, врач-гематолог ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД»:
«Дорогостоящие препараты должны быть доступны всем пациентам»
– В чем преимущество препаратов последнего поколения в области лечения ХЛЛ? Как они реально улучшают качество жизни больных?
– Основные достижения в терапии хронического лимфолейкоза во многом связаны не только с разработкой новых препаратов, а в значительной степени с пониманием биологических особенностей этого заболевания. Выбор терапии в зависимости от факторов прогноза (иммунологических, молекулярно-генетических) имеет ключевое значение. Препараты последнего поколения позволяют увеличить продолжительность жизни больного. При этом многим пациентам лечение может проводиться амбулаторно, что позволяет вести активный образ жизни, сохранять трудоспособность в процессе лечения. Очень перспективна современная разработка – препарат, представляющий собой мононоклональное антитело, обладающий наиболее избирательным действием.
– Доступны ли препараты по лечению ХЛЛ для всех или эти лекарства исключительно для богатых, почему они так дорого стоят? Может ли государство обеспечить необходимыми препаратами пациентов?
– Препараты для лечения хронического лимфолейкоза, как и любого другого опухолевого заболевания, не являются предметом роскоши, следовательно, должны быть доступны для всех заболевших. Их дороговизна обусловлена колоссальными затратами на производство, клинические исследования, продвижение на фармакологический рынок, поскольку одобрены к применению могут быть исключительно лекарственные средства с доказанной клинической эффективностью. Международные контролирующие организации очень строго это отслеживают. Стоимость лечения может быть такой, что понятие богатства становится очень условной категорией. Основное финансовое бремя в любой стране все равно несет государство и страховые компании. В 2005 году начала действовать программа ДЛО (дополнительное льготное лекарственное обеспечение). Предполагалось, что сеть льготных аптек заменит централизованное выделение лекарств для льготников. Однако программа оказалась не совсем состоятельной по разным причинам. В настоящее время приняты поправки в закон «О государственной социальной помощи», которые предусматривают передачу финансирования ДЛО в ведение субъектов РФ. Исключение составят только особо дорогостоящие препараты для лечения отдельных заболеваний, куда относятся и лейкозы, вопросы о поставке которых будут осуществляться на федеральном уровне. На мой взгляд, один из ключевых вопросов заключается в правильном распределении финансовых потоков и рациональном использовании финансовых средств. Это вполне достижимый ориентир.
– Доступны ли всем россиянам, а не только москвичам, современные методы диагностики?
– Москвичи не являются избранной категорией, многие регионы обладают ничуть не меньшими возможностями. Особенности заболевания таковы, что при ХЛЛ важна не ранняя, а правильная диагностика. По аналогии с ДЛО следует ввести в действие программу «ДИТО» ( дополнительное интеллектуальное и технологическое обеспечение). Ведь не секрет, что рациональное использование любого дорогостоящего препарата возможно только при условии наличия соответствующей диагностической базы и интеллектуального капитала.