С «черным пиаром» в России начали бороться после думской кампании 1999 года, которая, по мнению экспертов, была самой грязной в истории страны. К выборам следующей Думы появились поправки, приравнивающие к агитации любое положительное или отрицательное упоминание в СМИ о кандидате или партии. Председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин пояснил «НИ», что была сделана попытка разграничить информирование и агитацию. Однако это не удалось, потому что «объективно разграничить их нельзя», и «информация будет практически всегда носить какой-то агитационный характер». Нелепость этого запрета осенью 2003 года подтвердил Конституционный суд, отменивший расширительное толкование агитации и постановивший считать агитацией только призывы к участию в выборах и голосованию за или против.
К нынешней избирательной кампании появились новые запреты. Период агитации в СМИ уменьшили до 28 дней, а участникам выборов запретили критиковать друг друга, оставив лишь право хвалить самих себя. Член Центральной избирательной комиссии РФ Игорь Борисов сказал «НИ», что это нормально, так как «у нас политики только учатся вести себя в эфире», и «мы должны прилагать все усилия, чтобы поток грязи с телеэкранов исчез». Руководитель Ассоциации защиты прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова, напротив, говорит «НИ», что выборы чище не стали, потому что чистота выборов – это «открытая полемика между кандидатами и конструктивные предложения», тогда как сейчас «мы слышим одни популистские обещания». Чрезмерным назвал «НИ» запрет на критику и директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. В этом он уверен «и как юрист, и как избиратель, и как гражданин».
Кроме того, журналистов обязали под угрозой штрафа до 2,5 тыс. рублей публиковать результаты посвященных выборам социологических опросов с развернутой сопроводительной информацией – кто, где, кого опрашивал, когда, зачем, каким методом, с какой погрешностью и оплачена ли данная публикация. Замначальника правового управления ЦИК Алексей Головин утверждает, что речь идет не только о статьях, специально посвященных опросам, но и о любой цифре, упомянутой в СМИ. То есть фраза «рейтинг партии «икс» за неделю изменился на 1%» должна сопровождаться двумя абзацами комментариев.
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин рассказал «НИ», что это положение закона ввели для борьбы с манипулятивными опросами, когда созданные под выборы социологические службы завышают результаты одних партий и занижают результаты других. Подобные технологии, по словам эксперта, недавно широко применялись на выборах на Украине.
Начальник Аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов подтвердил «НИ», что «избиратели предпочитают голосовать за те партии, которые имеют шансы, чтобы присоединиться к будущим победителям». Поэтому «когда социологи говорят, что какая-то партия не имеет шансов, это дополнительно снижает ее рейтинг». Однако публикацию всей сопроводительной информации по опросу г-н Бызов считает излишним требованием, так как «общероссийские исследования проводят лишь три-четыре центра, и про особенности их выборки и погрешности все более-менее знают». Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин и вовсе считает, что «публикация всей этой бороды к цифрам» не спасет от мошенничества и манипуляции: «Число людей, которые поддерживают партию, и проценты на выборах – это совершенно разные вещи».
Между тем уже появились первые жертвы этих запретительных мер. Рабочая группа ЦИК по информационным спорам на днях рекомендовала телекомпании НТВ отказаться на время избирательной кампании от приглашения участников выборов в передачу «К барьеру!». То есть зрители могут в ближайшие два месяца больше не увидеть в этом шоу Владимира Жириновского и других звезд. А десять центральных изданий уличили в неполноте сопроводительной информации к результатам опросов, причем во всех публикациях упоминались опросы ведущих социологических служб. Правда, от санкций на первый раз было решено воздержаться.
Однако «черные» предвыборные технологии, вопреки усилиям законодателей и ЦИК, никуда не исчезли. По словам Лилии Шибановой, клеветнических листовок стало хоть и меньше, но они все равно появляются. Более того, в последнее время некоторые кандидаты стали выпускать такие листовки в собственный адрес, чтобы «ярко о себе заявить». Наказать же, как правило, не удается почти никого, так как «очень трудно доказать, кто именно этим занимается». Алексей Макаркин, в свою очередь, указывает, что в неравное положение кандидатов ставит само законодательство. Например, лидеры списка «Единой России» могут свободно выступать в СМИ в качестве министров и губернаторов, и до тех пор, пока они «не произносят названия партии», агитацией это считаться не будет. Их соперники же могут фигурировать только «как кандидат или член своей партии».