– Как вам кажется, ваши спектакли адекватно воспринимаются иностранной аудиторией? Или все-таки существует определенный барьер восприятия «чужого искусства»?
– Театральное искусство – один из немногих видов творческой деятельности, которое благодаря живой органической энергии, заключенной в человеческом существе, помогает нам лучше понимать друг друга и сосуществовать на этой земле. В современном мире обмен информацией происходит посредством использования неживой энергии (атомной, электроэнергии) в ущерб нашей исторической памяти, в ущерб нашей индивидуальности. Со времен древних греков театр держал публику ничем не заменимой физической энергией актеров-исполнителей, которая «держит» любой зрительный зал.
– Ваши способы работы с русскими актерами сильно отличаются от способов работы с актерами вашей труппы?
– Существует разработанный мной «метод Сузуки», который актер должен освоить, чтобы играть в моем спектакле. Конечно, я всегда понимаю круг возможностей актера и не ставлю невыполнимых задач, особенно когда имею перед собой ограниченный временной период репетиций. Русские актеры очень эмоциональны, и я использую эту их эмоциональную возбудимость в своей постановке. Однако в работе с русскими актерами возникают другого рода трудности. Русский театр – репертуарный театр. Поэтому актер, занятый в моих спектаклях или репетициях, не освобождается от других обязанностей. В Японии исполнительница, скажем, Электры не занята в других спектаклях, потому что это огромная нагрузка. Она не снимается в сериалах, не играет в кино, пока она занята в «Электре». Также исполнителя в Японии могу заменить только я сам и только в силу художественной необходимости. А в России в МХТ мне заменили актера из-за административных проблем.
– Вы как-то говорили, что в театре человек не должен ограничиваться овладением только одной профессией. И ваши актеры иногда готовят ужины для всей труппы, иногда занимаются административной работой…
– Скажем, в сегодняшнем спектакле за световым пультом сидел мой актер, который сыграл несколько весьма значительных ролей – в частности, в «Превращении», поставленном у нас Валерием Фокиным. Да и я сам занимаюсь не только режиссурой. Я еще и актер, дизайнер, костюмер.