Posted 10 октября 2007, 20:00
Published 10 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:35
Updated 8 марта, 08:35
По словам народных избранников, все больше россиян вместо приятного отдыха за рубежом получают неприятные «сюрпризы» вроде штрафов неизвестно за что, а то и тюремного заключения. Оставшиеся без денег или попавшие под подозрение полиции туристы практически беззащитны: многие не знают ни языка, ни местных законов.
Юридическую помощь туристам до этого оказывали только некоторые крупные компании. Путешественнику выдавали номер телефона, по которому он мог круглосуточно обратиться за помощью, и адрес, где ему в случае необходимости давали крышу над головой. Теперь предоставлять такой пакет услуг обяжут все турфирмы. «Причем юридическая помощь будет распространяться не только на те ситуации, когда виноват туроператор, – пояснили «НИ» в комиссии Мосгордумы по безопасности. – К примеру, адвокат разберется, если турист или его имущество пострадают по вине отеля или другого человека, или если он сам подерется, разобьет в номере телевизор». От штрафа юрист, конечно, не убережет, но хотя бы путешественник будет уверен, что заплатил деньги в соответствии с законом. Заступиться за туриста юристы не смогут только в том случае, если его будут обвинять в терроризме.
Эксперты утверждают, что юридическая защита туристам нужна не меньше, чем загранпаспорт. «В месяц к нам за помощью обращаются более сотни россиян, оформивших юридическую страховку, – пояснил «НИ» исполнительный директор Клуба защиты прав туристов Федор Коробков. – А сколько туристов попали в сложную ситуацию и не знали куда обратиться – даже сложно подсчитать».
Впрочем, решать эту проблему за счет страховки, за которую платит сам путешественник, неправильно, считают эксперты. Дело в том, что в 90% случаев конфликты возникают по вине турфирм – задержан вылет самолета, произошел обман при заселении в отель, завысили счет при выезде, наложили необоснованный штраф за «порчу» гостиничного имущества. В 9% случаев туристы обращаются за юридической помощью из-за потери документов, кражи вещей, испорченного багажа. И только в 1% адвокат может понадобиться из-за участия туриста в драке или нарушения им правил отеля. По идее, конфликты первого типа должны урегулировать представители туркомпаний. Но на практике дозвониться до них, а уж тем более получить помощь невозможно. Тут-то и нужен адвокат. Получается парадоксальная ситуация: сначала надо платить туроператору за услуги, а потом – страховщику за неисполнение этих услуг.
Именно поэтому услуга, которую сейчас предоставляет только несколько крупных агентств, не пользовалась большой популярностью. Страховки покупали лишь единицы: сказывается и страсть россиян к экономии. В Российском союзе туриндустрии опасаются, что в этой ситуации поправки к закону могут быть рассмотрены как навязывание непопулярной услуги.
В принципе в этой ситуации выигрывают страховщики. В среднем юридическая страховка стоит порядка 10 долларов. Ежегодно за рубеж выезжают 4–5 млн. россиян. Если хотя бы половина из них купит страховку, компании получат 25 млн. долларов. Правда, этой суммой придется поделиться. «Западные турфирмы давно предлагают сервисное страхование, куда включены и услуги адвокатов, и помощь в восстановлении документов, – пояснил «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Рынок сервисных услуг российскими страховщиками почти не исследован, так что если придется в обязательном порядке налаживать контакты с западными фирмами, большая часть денег уйдет от наших страховщиков к иностранным». Впрочем, даже при самом выгодном раскладе огромная сумма денег останется у их российских коллег.