Posted 9 октября 2007, 20:00

Published 9 октября 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

Взялись за колбасу

9 октября 2007, 20:00
В январе – августе Россия значительно увеличила импорт мяса, рыбы, подсолнечного масла и целого ряда других продовольственных товаров, сообщила вчера Федеральная таможенная служба (ФТС). Вместе с импортом выросли и цены. Что будет дальше, не вполне понятно. Во властных кругах нет единства: одни готовы задействовать адм

По данным таможенной статистики, импорт мяса за последние восемь месяцев возрос почти на 15%. Также увеличился ввоз сахара-сырца, кофе, цитрусовых, подсолнечного масла, алкоголя. Сократились только поставки сливочного масла и сгущенного молока, а также мяса птицы. По идее с увеличением объема предложения, которое и обеспечивает импорт, цены резко расти не должны. Однако все мы видим, что дорожают практически все продукты.

Председатель Госдумы РФ Борис Грызлов усмотрел в этом элементы «сговора компаний-перекупщиков». По его словам, «сетевые компании имеют слишком высокую рентабельность, и на прилавки продукция попадает по цене, значительно большей, чем могла бы быть». Поэтому спикер обратился к правительству с предложением принять срочные меры, чтобы остановить рост цен, в частности, создать совместную рабочую комиссию, в состав которой войдут представители кабинета министров и депутаты. Она до 15 октября должна выдвинуть план действий.

Такой подход лежит в том же русле, что и идеи председателя правительства Виктора Зубкова. Накануне на срочном совещании, на котором обсуждались меры по регулированию цен на продовольствие, премьер высказался фактически в пользу административных мер. Он, в частности, полагает, что российских производителей молока и мяса можно защитить от мировых ценовых колебаний, закрыв дорогу импорту.

Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина согласна, что ограничение импорта приведет к росту производства у фермеров, однако этого недостаточно для преодоления дефицита продовольствия, который, как можно понять министра, и разгоняет цены на продукты. Поэтому она, напротив, предлагает снизить импортные пошлины на молоко и дефицитную молочную продукцию, но при этом ввести экспортные пошлины на пшеницу и ячмень: 10 и 30% от стоимости. Начальник Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович тоже убежден, что для стабилизации цен рынок нужно насытить, а потому и он уповает не на администрирование, а на разумно выстроенные пошлины и тарифы.

Опрошенные «НИ» эксперты уверены: декретирование цен, меры типа «держать и не пущать» в борьбе с ценами не помогут. Однако и второй путь будет сложен. Как рассказала нам генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, «важно, чтобы таможенно-тарифное регулирование было гибким и можно было в зависимости от рыночной ситуации менять размер пошлин». Введение экспортной пошлины на зерно она считает вполне целесообразным шагом. «В этом году сбор урожая сопоставим с внутренней потребностью – около 7–8 млн. тонн, и если зерно повезут на экспорт, то в стране возникнет дефицит», – объяснила эксперт.

Что же касается молочной продукции, то, по словам г-жи Тюриной, в России в последнее время наблюдаются перебои с поставками молочного сырья, в частности, сухого молока. « Вот на него и нужно снизить пошлину. А остальной молочной продукцией российский производитель сам себя в состоянии обеспечить», – убеждена специалист. Также она уверена, что никакие пошлины не остановят роста цен. «Доля молочного импорта в Россию не так велика, исключение составляет сливочное масло. В целом снижение пошлин не отразится на инфляции», – убеждена г-жа Тюрина.

Не вполне верят в предлагаемые меры и депутаты. В комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму «НИ» прокомментировали ситуацию так: «Наше правительство не чувствует рынок и принимает нужные решения лишь после проявления какой-то проблемы, а оно не должно было ее допускать». Народные избранники согласны, что с помощью таможенно-тарифного регулирования «на короткий период можно удержать инфляцию и решить проблему потребления, но проблема лежит глубже». Они, как и спикер, во всем винят перекупщиков, видя в них главных врагов.

Подпишитесь