Posted 8 октября 2007, 20:00
Published 8 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:36
Updated 8 марта, 08:36
Выступая на съезде «Единой России», президент России Владимир Путин совершенно откровенно и подробнейшим образом изложил дальнейший ход политических событий в стране на ближайшие восемь лет. Правда, далеко не все это услышали, ибо давно уже привыкли к тому, что наш лидер, как настоящий профессиональный разведчик, всегда потрясающе умеет скрывать свои истинные намерения, превращая по своему желанию любое публичное выступление в «операцию прикрытия». Вот почему о его подлинных планах не только коварные враги, но и мирные обыватели никогда не могут сказать ничего определенного.
Теперь как-то незаметно ситуация коренным образом изменилась. Ныне президент прямо и определенно говорит о своих планах. И аналитикам уже не нужно выворачивать его слова наизнанку, чтобы добраться до истины. Она – на поверхности. Нужно только не пропустить ее, выловить из общего потока слов, понять, по достоинству оценить. Не верите? Посмотрите стенограмму его недавней встречи с членами международного клуба «Валдай». Там президент прямо говорит, что собирается поддержать «Единую Россию»: «У меня есть разные варианты, я выберу какой-то один из них, из этих вариантов – менее жесткий, более жесткий, – но, конечно, какая-то поддержка будет». Никто не обратил внимания на эти слова. А ведь достаточно было взглянуть в законодательство о выборах, чтобы понять – государственный чиновник может поддержать партию в ходе избирательной гонки только, если… сам он является кандидатом. Но это казалось настолько невероятным, что мы не поверили. Как оказалось, напрасно.
Если покопаться в президентских стенограммах, то можно найти и вполне прозрачные намеки на то, что именно Виктор Зубков сменит Михаила Фрадкова на посту главы правительства. А если отмотать пленку еще дальше назад, то легко обнаружатся и слова о том, что «третьего срока не будет», и что главная задача уходящего президента – «предложить обществу человека, которого он считает достойным работать на этом месте дальше», а для себя он уж как-нибудь «найдет место в строю». Теперь мы понимаем, что именно так и будет. И строй этот видим, и место это знаем.
Конечно, премьерский пост не ровня президентскому. Но это по нынешней Конституции. В будущей Государственной думе, уверен, у партии Владимира Путина будет такое подавляющее большинство, для которого поменять местами четвертую («Президент Российской Федерации») и шестую («Правительство Российской Федерации») главы Конституции – пара пустяков. Недаром на встрече с заезжими «валдайцами» президент припомнил о том, что «покойный Анатолий Собчак мечтал, что Россия когда-то будет парламентской республикой». Так что очень даже похоже на то, что у нас в стране скоро появится настоящее партийное правительство, возглавляемое самым популярным политиком. Ну, точь-в-точь, как в Великобритании, Германии, Франции... И в Советском Союзе. Там ведь тоже неизменно и с разгромным счетом (99,97%) побеждал «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», после чего по решению Политбюро формировалось, как мы скажем теперь, «партийное правительство».
Что же касается следующего президента, то его портрет абсолютно точно обрисован в словах президента нынешнего: «порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре». При таком президенте для Владимира Путина «возглавить правительство – это вполне реалистичное предложение». Более того, если во главе государства окажется человек тихий, скромный, покладистый, не амбициозный и договороспособный, то никто и не заметит изменения формального статуса всенародного кумира.
История уже знала подобные случаи. Когда Джордж Вашингтон отказался баллотироваться на третий срок, на выборах победил невзрачный и вечно брюзжащий Джон Адамс, восемь лет пребывавший в должности вице-президента, которую сам же считал «самой незначительной должностью из всех, когда-либо созданных человеческим воображением». Характерно, что его инаугурация вылилась в грандиозное торжество в честь… его предшественника. В отличие от Вашингтона, прибывшего к филадельфийскому Конгресс-Холлу с почетным эскортом, Адамса сопровождал лишь один личный слуга на лошади. Пока восторженные толпы чествовали Вашингтона, Адамсу оставалось только стоять в сторонке. Так и не дождавшись внимания, он мрачно прошел к трибуне, произнес речь, выслушал вежливые аплодисменты, принес присягу, после чего не сопровождаемый никем, кроме все того же личного слуги, отбыл в карете на постоялый двор, где снимал комнату. Празднества тем временем продолжались. В честь Вашингтона был дан грандиозный банкет, на который Адамса «не то забыли, не то просто не сочли нужным пригласить».
Так что, учитесь слушать, господа!
Согреется теплом живого огня каждый кирпичик, а потом испекут там пирог с душистыми лесными грибами и молодой картошечкой, порубленной в деревянном корытце... Таити,Таити!
Автор - министр печати РФ в 1992-1993 гг., секретарь Союза журналистов России