Известие об этом вызвало возмущение армянской диаспоры в США и на Ближнем Востоке, где со времен геноцида армян 1915–1917 годов живет много представителей этого народа. Как раз в эти дни глава МИД Турции Али Бабаджан совершает поездку в Сирию – страну, где о массовом уничтожении армян турками знают не понаслышке.
Внушительный собор Святого Саркиса в христианском квартале Дамаска – Баб Тума – напоминает каждому посетителю о трагедии, постигшей армянский народ. Прямо посередине двора памятник – расколотая гранитная дуга, напоминающая купол храма. Две ее части как раз и символизируют армянскую трагедию. Под навесом сидит каменный Святой Месроп, просветитель армян. На коленях у него свиток, испещренный узорами армянских букв, которые он придумал.
В начале ХХ века турецкие власти уничтожили более миллиона неугодных армян. Древняя нация оказалась разделенной на две части – между Кавказом и Турцией. Армяне, спасая свои жизни, бежали в Сирию, в основном в города Алеппо и Дамаск. Так в стране появилась вторая по численности после православных община христиан.
Но Турция до сих пор отрицает факт геноцида армян. Западные страны за исключением разве что Франции ради сохранения дружбы с Анкарой, предпочитают не акцентировать внимание на событиях столетней давности. А в Сирии о них прекрасно помнят до сих пор. В 1915–1916 годах, в разгар Первой мировой войны, турецкие власти обрушили на своих армянских подданных невиданные репрессии. Число жертв резни превысило один миллион человек. Целый народ вынужден был бросить все и бежать в безжизненную Сирийскую пустыню. Здесь от голода, болезней и недостатка воды умерли еще несколько десятков тысяч человек. Центром ссылки армян стал как раз город Алеппо. Турецкий чиновник Наим-бей, служивший в Алеппо, в 1916 году оставил в своем дневнике такую запись: «Только из Алеппо было отправлено двести тысяч армян в сторону Мескене и Рас-Айна, и лишь пять-шесть тысяч человек из этой огромной массы остались в живых. Новорожденных бросали в Евфрат. Женщин убивали штыками или револьверами в разных местах дороги жестокие жандармы. Высланные в пустыню армяне – более 200 тыс. человек – были уничтожены». А начальник алеппского конвоя лично инструктировал жандармов: «Следите, чтобы никто из этих людей (армян. – «НИ») не остался в живых. Если нужно, убивайте их собственноручно… Не оставляйте никого в живых, в частности, детей до пяти-семи лет. Иначе они вырастут и будут стремиться отомстить».
Белый дом ради сохранения хороших отношений со своим стратегическим союзником Турцией предпочитает замалчивать вопрос о признании геноцида армян. В то же время у армян Сирии получил высокую оценку законопроект, недавно принятый в первом чтении парламентом Франции. Он предусматривает денежный штраф и тюремное заключение сроком на один год за непризнание факта геноцида. Теперь дело «за малым» – чтобы этот самый факт, не понаслышке знакомый армянам Сирии, был признан самими турецкими властями. Тогда это позволит тысячам армян рассчитывать не только на имущественные компенсации, но и на восстановление попранной исторической справедливости.
Что касается Джорджа Буша, то его поступок легко объясним. Как раз сейчас американо-турецкие отношения переживают не лучшие времена. США и их союзники резко возражают против вторжения турецких войск в Северный Ирак, где находятся главные базы курдских повстанцев. Поэтому из Турции то и дело раздаются обвинения в адрес Белого дома в «заигрывании» с курдами. Обострять в этих условиях и без того не безоблачные отношения с Анкарой в Вашингтоне, очевидно, считают несвоевременным. Однако после отказа признать геноцид армян Джорджу Бушу придется объясняться с одной из самых многочисленных этнических диаспор в США.