Опасности коммерческих проектов

5 октября 2007, 00:00
Предложения о совместной реализации нового коммерческого проекта могут поступить от самых разных людей. Собственно, ради таких предложений компании и участвуют в выставках. Но при таких контактах возникает опасность, которая исходит не только от мошенников разного уровня, но и от недобросовестных предпринимателей, кото

Будьте максимально осторожны. Если вы не можете установить истинные намерения будущего партнера или возникли даже смутные сомнения в его добросовестности, лучше отказаться от участия в совместном проекте. Правда, тогда вы ничего не приобретете, зато и своего не потеряете. Вот типичный пример. Две фирмы из разных регионов заключили договор. ООО обязалось поставлять товар, а АО должно было его реализовывать в своем регионе. Сразу было оговорено, что товар будет перемещаться на грузовике, который принадлежал ООО, а сопровождать и охранять товар будут представители АО. Несколько пробных сделок на небольшие суммы прошли без сучка, без задоринки. И по просьбе ООО продавец решился поставить большую партию товара. Машина с товаром в сопровождении бравого молодца, «охранника» АО, ушла из пункта отправления. Но на одной из плановых остановок по пути следования к месту назначения водитель грузовика случайно подслушал телефонный разговор своего сопровождающего. Из этого разговора он понял, что как только они выедут за пределы этого города, на машину будет совершено нападение. Тогда сметливый шофер оставил сопровождающего на месте и без остановок погнал машину в обратном направлении. Без приключений прибыв на место, он быстро доложил обстановку своему руководству. После запоздалой проверки выяснилось, что АО оказалось фиктивной фирмой, у директора был поддельный паспорт, а счет в банке был открыт, скорее всего, за небольшую взятку.

Постарайтесь изучить не только учредительные документы фирмы-контрагента по сделкам, но и сверьте названия. Некоторые фирмы используют в своем названии наименования известных производителей или посредников, иногда в этих названиях может быть заменена или пропущена буква, или же будет значиться сокращенное наименование предприятие (аббревиатура), которое «случайно» совпадет с названием популярной марки. «Случайно» оставленные у вас на виду документы (договоры с известными компаниями, платежные поручения, гарантийные письма и векселя на крупные суммы, свидетельства о праве собственности на недвижимость и пр.), из которых следует, что будущий партнер – солидный и благонадежный, могут оказаться фальшивками.

Если вы собираетесь приобрести какой-то товар или вам в залог предлагают некое имущество, попробуйте установить его происхождение и судьбу. Необходимо убедиться, что на это имущество не наложен арест, что собственник владеет вещами на законном основании (оно не украдено, все документы на имущество имеются в наличии, и они правильно оформлены). Если предлагается импортный товар, то необходимо тщательно изучить и при необходимости проверить, когда, кем и под какой таможенный режим был помещен этот товар. Ведь существуют таможенные режимы, которые ограничивают право на распоряжение и пользование имуществом, например, его нельзя продавать или сдавать в аренду, а все гражданско-правовые сделки с таким имуществом признаются недействительными.

Кроме того, кредитор должен быть уверен, что эти вещи будут являться предметом залога только по данному обязательству. Если не представляется возможности установить это точно, лучше применить иной способ обеспечения обязательства или вовсе отказаться от сделки.

Сведения о недвижимости

Если планируется крупная сделка или будущему партнеру предоставляется кредит (например, товарный), для обеспечения безопасности собственного бизнеса целесообразно помимо прочего убедиться в кредитоспособности будущего должника. В частности, можно самостоятельно получить или перепроверить сведения о недвижимом имуществе контрагента. Например, если такое имущество предоставляется в залог или если контрагент желает подтвердить свою платежеспособность и для этого предъявляет будущему кредитору свидетельство о праве собственности на некую недвижимость. Имейте в виду, что после выдачи такого свидетельства могли быть совершены операции в отношении данной недвижимости: она могла быть уже несколько раз продана (при этом собственник имущества, желая оставить у себя на руках оригинал свидетельства, мог заявить об утрате этого документа и получить его дубликат), заложена и пр. Кстати, если вам предъявили выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), обратите внимание, что в соответствии с действующей Инструкцией (утв. приказом Минюста РФ от 03.07.00 г. № 194/16/1/168), срок действия выписок из ЕГРП не установлен. В выписке приводятся сведения из реестра на указанную в ней дату.

Запросив от собственника копию свидетельства и/или выписку, нужно запросить выписку самостоятельно и сравнить информацию. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и предоставляются о любом объекте недвижимости любому лицу. Указывать в запросе причину вашего интереса к той или иной недвижимости не требуется.

Из выписки вы сможете узнать о зарегистрированных правах на имущество, описание самого объекта, сведения об ограничениях прав (например, наложен арест, имеются арендаторы, имущество находится в залоге), о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Обращаться за выпиской из ЕГРП нужно в территориальный орган по месту регистрации недвижимости. Если недвижимость находится в другом регионе, обращаться должен будет ваш представитель. Дело в том, что получать информацию об интересующих объектах по почте, в том числе и по e-mail, даже при условии оплаты госпошлины невозможно. Закон четко указывает, что сведения из ЕГРП предоставляются лицам, предъявившим удостоверение личности и заявления в письменной форме (юридическое лицо предоставляет еще и документы, подтверждающие его регистрацию и полномочия представителя). Но уже в недалеком будущем выписки из реестра о любом интересующем вас объекте на территории России можно будет получить в любом управлении службы, а не только по месту нахождения объекта недвижимости. В настоящее время ведется работа над созданием системы электронного обмена информацией между органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.

Обращаясь с запросом, заявитель – физическое лицо должен предъявить:

– заявление в письменной форме (в заявлении указывается ФИО обратившегося лица, точный почтовый адрес, контактный телефон);

– документ, удостоверяющий личность;

– документ об оплате.

От юридического лица потребуют:

– документ о регистрации юридического лица (подлинник или нотариально заверенная копия – для предъявления, копия – приобщается к заявлению);

– учредительные документы юридического лица (подлинник или надлежащим образом заверенные копии – для предъявления);

– доверенность представителя или иной документ, подтверждающий его полномочия и документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность. Доверенность, подписанную руководителем организации, в данном случае не обязательно заверять нотариально;

– документ об оплате;

– заявление в письменной форме. В заявлении указывается название организации полностью, точный почтовый адрес места нахождения, контактный телефон.

Документ об оплате: квитанция, либо платежное поручение (копия приобщается к заявлению, и подлинник, который гасится штампом «погашено» и возвращается заявителю).

Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляются за плату 100 рублей для физлица и 300 – для юрлица. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс составляет 600 рублей.

Выписка предоставляется не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения.

Как показывает практика, разовые акции по проверкам деловых партнеров мало эффективны. Предпринимателям и организациям желательно разработать локальные акты, которые будут регламентировать минимальную процедуру проверок не только потенциальных партнеров, но и отслеживать изменения в организационно-правовой структуре должников, кадровые ротации в этих организациях, смену учредителей, сделки, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние должников и пр. Некоторые данные можно получить только из бухгалтерских балансов, поэтому необходимость их предоставления нужно закреплять в договорах.

Дополнительные официальные источники информации

Получить официальную информацию о другом имуществе вашего будущего контрагента можно только с его помощью. Так, достоверно выяснить, кому принадлежит автотранспорт, который вы хотите принять в качестве предмета залога, можно в ГИБДД, а для установления владельцев акций нужно получить документы от держателя реестра ценных бумаг (им может быть само акционерное общество или специализированная компания-регистратор). Как уже говорилось, очень важно бывает установить легитимность происхождения того или иного имущества. Но в ряде случаев перепроверить представленные сведения без существенных временных, а главное, финансовых затрат, просто невозможно. Например, та же машина могла быть поставлена на учет по поддельным документам, а акции были украдены у добросовестного владельца путем списания ценных бумаг с его счета по поддельному передаточному распоряжению. В таких случаях, собрав информацию из доступных источников, лучше все-таки обращаться к специалистам для более глубокой проверки.

Если ваш контрагент имеет положительную кредитную историю, не обязательно эта информация уже хранится в каком-нибудь бюро кредитных историй. Поэтому за рекомендациями можно обращаться к бывшим кредиторам фирмы или предпринимателя. При этом обращайте внимание на размеры и сроки исполнения обязательств перед этими кредиторами, а также на то, какие изменения в компании-заемщике произошли после того. Например, если с тех пор сменились участники юридического лица и его руководство, то преемники могут оказаться не столь щепетильными как предшественники в вопросах возврата долга.

Если вам нужна информация о действительности лицензий и другой разрешительной документации, следует обращаться в уполномоченный орган, выдавший соответствующую лицензию. Как правило, лицензирующие органы размещают на своих сайтах информацию о выданных и отозванных (приостановленных) лицензиях. Там же обычно можно найти и сведения о предписаниях и замечаниях, которые в разное время получал лицензиат за различные нарушения. Собирая информацию таким способом, всегда обращайте внимание на дату последних обновлений сетевых ресурсов.

Перепроверить информацию, указанную в сертификатах можно, обратившись в организацию, которая проводила сертификацию продукции и услуг. При этом запрос должен содержать полную информацию, приведенную в сертификате. Ведь на копиях чужих бланков умельцы без труда при помощи специальной техники размещают нужные наименования и названия.

#Общество #Новости
Подпишитесь