Кто бы знал Брук Шилдс без рекламы джинсовых штанов Calvin Klein? Многие впервые увидели Антонио Бандераса не в кино, а в рекламе колготок (она крутилась и по российскому телевидению). Джон Траволта начинал с агитационной рекламы американской армии и рассказывал о достоинствах лейкопластыря. Ким Бэйсингер в начале карьеры значилась в записных книжках агентов как «девушка Breck» – так назывался шампунь, который она рекламировала с 16 лет. После шампуня были авиалинии, диетическая «Пепси» и даже итальянское шампанское.
РЕКЛАМНЫЕ ДЕТКИ
Работу в рекламе голливудские звезды начинают с младых ногтей. Линдси Лохан в нежном возрасте трех с половиной лет была зачислена в штат модельного агентства Ford и отрабатывала гонорар, рекламируя пиццу, леденцы и детские коллекции GAP. За несколько лет работы у нее накопилось около 60 (!) рекламных роликов – сама Линдси считает это неплохим стартом. Рекорд Линдси был перекрыт Кирстен Данст, которая тоже дебютировала в рекламе года в три и снялась в 70 роликах. Ну, а самой юной звездочкой рекламы следует признать Дрю Бэрримор, уже в полгода рекламировавшую корм для собак, в четыре – шоколадные печенья, а в шесть, как совсем взрослая, – овсяные хлопья на завтрак.
ВСЕЯДНЫЙ КЛУНИ И МНОГОСТАНОЧНИЦА БРУК
Брук Шилдс – тоже типичный «рекламный ребенок», начавший свою карьеру в пять лет, рассказывая о достоинствах кукол Барби. В 15 она уже была любимой моделью Джанни Версаче и играла в Лолиту, представляя рекламную кампанию «Келвинов»: «Хочешь знать, что между мной и моими «Келвинами»? Ничего». В 16 рекламировала шампунь, в 17 – снова кукол, в 20 лет – дезодоранты и зеленый салат. Сейчас она – «лицо» зубной пасты Colgate. По меркам рекламы это, наверное, закат карьеры. Просто Брук слишком часто продавала свое лицо и успела изрядно надоесть и любителям салата, и маленьким поклонницам Барби.
Та же судьба грозит Джорджу Клуни, который отличается особой «всеядностью». Не существует, наверное, ни одной страны, где этот актер и сердцеед не успел отметиться. В Испании он рекламировал сеть универмагов El Corte Ingles, в Англии – British Airways, в Германии – пиво Budweiser, в Италии – солнцезащитные очки Police и напиток Martini. В России сейчас можно увидеть рекламу часов Omega с портретом Клуни. «Для меня сняться в рекламе – все равно, что Расселу Кроу написать песню», – как-то съязвил Джордж, на что Кроу (кстати, чурающийся рекламных контрактов) немедленно отозвался: «Если ты продаешься за деньги, то я извлекаю ноты из своего сердца».
Действительно, иногда, соглашаясь на рекламу того или иного продукта, звезды идут наперекор своим принципам и репутации. Так, Гвинет Пэлтроу стала «лицом» аперитива Martini Rosso, понадеявшись на то, что эту рекламу увидят только итальянцы (ее-то соотечественники уверены в том, что Гвинет не пьет).
ПОСМЕРТНЫЙ PR И ГРУДЬ БРОНТОЗАВРА
Роман кинозвезд и рекламы начался давно. Рита Хейворт в 1941 году подписала контракт на рекламу косметики Maybelline, а два года спустя ее «перекупил» Max Factor: рыжая красавица рекламировала прессованную пудру под говорящим названием «Голливуд». Через 20 лет настоящий переворот в рекламе произвела Одри Хепберн. Фильм «Завтрак у Тиффани» (особенно первые его кадры, где она стоит у витрины ювелирного магазина «Тиффани») стали самым успешным и ярким примером product placement своего времени. При жизни Одри скромно работала «лицом» духов Givenchy, но пять лет назад, в 2002 году, актрису решено было «воскресить» компьютерным способом. Она снова появилась в рекламе туалетной воды, потом – японской газировки, а в прошлом году именно Одри была «лицом» молодежной марки Gap (точнее, ее героиня из «Смешной мордашки»).
Иногда реклама так или иначе привязывается к новому фильму звезды – так сказать, к обоюдной выгоде. Одновременно с «Ларой Крофт» Анджелина Джоли начала рекламировать джипы и часы Tissot. В «Острове» Майкла Бэя совершенно наглым образом появляется реклама последних духов Скарлетт Йоханссон. Актриса глазеет на рекламный плакат со своим изображением и спрашивает: «Неужели это я?» Интересно, что за кадром Скарлетт испытывала похожие эмоции: «Как-то еду я по Лос-Анджелесу и вижу свою огромную фотографию на биллборде. Вы не поверите, но я завопила от ужаса. Я просто не могла поверить. Довольно странно видеть себя размером с бронтозавтра. А моя грудь – она была просто чудовищных размеров!» Девушке следует привыкнуть, ведь, по опросам рекламных агентств, она одна из самых перспективных звезд в этой индустрии.
НЕПОЛИТКОРРЕКТНЫЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ
Когда звезда стареет, с ней разрывают контракт без всяких объяснений. Так случилось с Изабеллой Росселини, которую просто уволили из французской парфюмерной империи Lancome. Она работала на эту фирму 15 лет, рекламируя все – от духов до увлажняющих кремов. Но когда ей исполнилось 44 года, Изабелле заявили, что она, пожалуй, уже слишком стара для подобной работы. Был большой скандал, после которого поднялась волна протеста актрис бальзаковского возраста. Они тоже хотели быть социально активными, они тоже хотели сниматься в рекламе и получать огромные деньги. Хотели и этого добились. За последние два года рекламные контракты с парфюмерно-косметическими империями заключили Энди Макдауэл, Джейн Фонда и Шэрон Стоун.
Брэд Питт смог обернуть недобросовестность рекламодателей в свою же пользу. Заключая договор с фирмой Damiani, он настоял на том, чтобы обручальные кольца для него и его будущей жены Дженнифер Анистон (дело было в 2000 году) были изготовлены в единственном экземпляре. Тем не менее точные, но более дешевые реплики колец «Брэд и Дженнифер» (белое и желтое золото в 18 карат, 12 маленьких бриллиантов, $1000 за штуку) поступили в широкую продажу. Питт потребовал не только выплаты компенсации, но и заставил компанию назначить его и Дженнифер «лицом» марки.
СКАНДАЛ – ДВИГАТЕЛЬ РЕКЛАМЫ
Этот лозунг на себе опробовали и Софи Даль (рекламу духов Opium, для которых она позировала обнаженной, запретили как аморальную), и Пэрис Хилтон (реклама гамбургеров Carl Jr.). В ролике якобы гамбургеров Пэрис облизывает пальчик, скидывает меха, оставшись в откровенном черном купальнике, потом моет пеной вначале себя (!), затем свой автомобиль «Бентли», а потом ест пресловутый гамбургер (как писали американские журналисты: «скорее совокупляется с гамбургером»). Выглядит это, как немецкое софт-порно. Рекламу пытались запретить (дети смотрят телевизор!), а заказчик, этот самый Carl Jr., на вопрос, при чем тут гамбургеры, заявил, что их целевая аудитория – «голодные мужчины» и Пэрис Хилтон с пеной – для них самое то.
Иногда рекламу даже связывают с последними сводками «желтой» прессы. Так, новый и весьма циничный рекламный ролик Наоми Кэмпбелл (девушки, рекламировавшей в своей жизни все и вся – от вина до роскошных отелей) будет связан… с ее репутацией стервы. Как известно, модель крайне любит швыряться мобильными телефонами. И в новом рекламном ролике компании Dunkin Donuts она сыграет саму себя, то есть хулиганку, которая кидается мобильником только потому, что ей не досталось фирменного сладкого напитка. Что ж, это говорит о том, что у девушки есть не только отличная коммерческая хватка, но и чувство юмора. Для эффективной рекламы – как раз то, что нужно.
ЦЕНЫ НА ЗВЕЗДНЫЕ «ЛИЦА» Чем выше ранг звезды, тем более крупные суммы ей платят. В большинстве случаев сумма контракта остается в тайне. Но рекордсменкой в области гонораров считается Николь КИДМАН. Три года назад ее вписали в Книгу рекордов Гиннесса как самую высокооплачиваемую актрису в коммерческой рекламе. За ролик духов Chanel №5 (режиссер – Баз Лурман («Мулен Руж»), композитор – Дебюсси, автор костюмов – Карл Лагерфельд), ей заплатили почти $4 млн., или, в среднем, миллион за минуту появления. (Ролик представлял собой этакий мини-фильм). Известно также, что Милла ЙОВОВИЧ получила $10 млн. в год за все контракты, главный из которых – с L’Oreal. Эмма УОТСОН, юная звезда «Гарри Поттера», недавно стала новым лицом фирмы Chanel. Теперь 17-летняя Уотсон обязана появляться на каждой премьере «Гарри Поттера» по всему миру в новом платье от Chanel. Сумма контракта – $4 млн. Катрин ДЕНЕВ поправила свои финансовые дела контрактом с Yves Saint Laurent. Ей заплатили около 3 млн. евро за четыре года сотрудничества. Кэмерон ДИАЗ стала лицом японской компании мобильной связи. Съемки ролика заняли всего шесть часов и принесли звезде $3 млн. В рекламе Диаз – в белом парике и в коротком зеленом платье – без устали болтает по телефону и так увлечена этим процессом, что не замечает, как мимо нее проходят инопланетяне, пираты, ковбои и бандиты с оружием. Клайв ОУЭН отхватил $2 млн. за рекламу BMW, плюс машина. Скарлетт ЙОХАНССОН получает $1 млн. за каждый год сотрудничества с Calvin Klein. |
ВЕЛИКИЕ РЕЖИССЕРЫ В РЕКЛАМЕ ВИСКИ И СПАГЕТТИ « – Мистер Боб-сан, вы расслаблены, сидите в своем кабинете. На столе бутылка виски «Сантори». Вы говорите в камеру мягко, спокойно, словно разговариваете со старым другом. Итак, ваша реплика: «Время «Сантори». – А мне вправо повернуться или влево? – Да какая разница! Боб-сан, смотрите прямо в камеру. В ка-ме-ру. И медленно. Но со страстью. Говорите. Свою. Реплику. – И это все? – Послушайте, Боб-сан, дело не в виски. Понятно? Говорите словно со старым другом. Достаньте эмоции из глубины своего сердца! – Как со старым другом. Прямо в камеру. О’кей!» Это диалог психопата-режиссера и стареющей голливудской звезды, решившей подзаработать на рекламе японского виски. Есть такая сцена в комедии «Трудности перевода» Софии Копполы. Считается, что режиссер позаимствовала эту историю из опыта собственного отца, который в 70-х годах действительно снимал вместе с Акирой Куросавой рекламу виски «Сантори». (При этом под «стареющей звездой» подразумевался Шон Коннери.) С тем же успехом на месте Фрэнсиса Форда Копполы мог быть и Мартин Скорсезе, в конце 60-х набивший руку на рекламных роликах. Он снимал одну из первых рекламных кампаний Revlon, делал клипы для Джорджио Армани и кредитных карточек American Express и тоже участвовал в съемках видеоролика виски – правда, «Джонни Уокер». Сам Федерико Феллини не брезговал снимать рекламу итальянских спагетти. И, надо сказать, хорошая была реклама. Но этот бизнес – не всегда только денежная халтура. Иногда он служит и источником вдохновения. К примеру, когда режиссер Джузеппе Торнаторе снимал для Dolce&Gabbana рекламную фотосессию с Моникой Белуччи, ему пришла в голову идея фильма «Малена» о проститутке в фашистской Италии. Видимо, такие ассоциации у него вызывает Dolce&Gabbana. |