Опубликован документ был в среду, а принят еще 22 сентября, так что секретом для чиновников постановление вряд ли было уже 10 дней. Тем не менее в органах государственной власти до сих пор не решили однозначно, кого он касается. Так, в Минфине «НИ» вчера с уверенностью сообщили, что и министр, и простые работники этого ведомства – госслужащие, а вовсе не работники бюджетного учреждения. Выходит, новые правила не для них. А вот в комитете Госдумы по труду и социальной политике, напротив, убеждены, что под действие постановления подпадают и сотрудники министерств всех рангов, и работники Большого театра, и преподаватели МГУ, и врачи противочумных станций. Все они получают зарплату из федерального бюджета.
Так или иначе, новые правила обязывают руководителей федеральных бюджетных учреждений устанавливать зарплату сотрудникам таким образом, чтобы должностной оклад главы ведомства составлял три размера средней зарплаты основного персонала. К этой категории относятся все, кто непосредственно обеспечивает выполнение основных функций учреждения.
Выполнение этого правила представить себе довольно сложно. По данным Росстата, в 2006 году среднемесячное жалованье госслужащих составило 13 425 руб. В то же время, даже по официальным публикациям, средняя зарплата министра составляет около 5 тыс. долларов. Впрочем, формируется вознаграждение чиновников весьма причудливо. «Голый» оклад может составлять и 5 тыс. руб. – московская уборщица зарабатывает сегодня не меньше. Но он компенсируется значительными «бонусами», которые выплачиваются с завидным постоянством. Они могут увеличивать основной заработок в 5–10 раз. Например, заместитель министра каждый месяц, вне зависимости от результата своего труда, может получить «денежное поощрение» в 10,5 оклада. «Бонус» министра – всего 3,9 оклада, но и исходная сумма в разы больше, к тому же главе ведомства полагается также дополнительный оклад ежеквартально.
Помимо этого, существуют и другие разнообразные надбавки: за выслугу лет, за особые условия госслужбы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и прочее, и прочее. Отметим также, что размер премий по результатам работы и за выполнение особо важных и сложных заданий не ограничен. В итоге замминистра получает порядка 110 тыс. руб., то есть 22 должностных оклада в месяц, или 264 в год. Зарплата простых сотрудников государственных учреждений выросла в прошлом году примерно на 13%, но представить себе, что она будет лишь втрое меньше, чем у начальника, все же сложно. «Ведущий специалист у нас получает от 9 до 12 тыс. руб.», – рассказали «НИ» в Минфине.
По новым правилам заместители руководителей и главные бухгалтеры федеральных бюджетных учреждений должны получать должностные оклады всего на 10–30% ниже, чем у самих руководителей. Как это будет происходить на практике, нам не смогли объяснить даже в Госдуме, которая перед выборами охотно отвечает на любые вопросы. В комитете по труду и социальной политике предположили лишь, что существующий разрыв в оплате труда начальников и подчиненных можно сократить за счет предусмотренных постановлением выплат компенсационного и стимулирующего характера. Но такого рода доплаты остаются, заметим, на откуп руководителя ведомства. Зато сам себя он может стимулировать легко, поскольку вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственного ему учреждения.