Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт»

3 октября 2007, 00:00
Сегодня в Театре наций откроется фестиваль «Территория». Театрализованное открытие пройдет перед зданием театра. Фестиваль проводится лишь во второй раз, но уже стал ярким культурным событием в жизни Москвы. Наш корреспондент Веста Боровикова побеседовала с идеологом "Территории" режиссером Кириллом Серебрянниковым.

– Кирилл Семенович, в этом году тема фестиваля – «Тело в городе». А каково ощущение вашего тела в этом городе? Насколько оно приняло этот город?

– Вы знаете, для меня этот город даже слишком комфортен. У этого города очень много уровней, ликов и сторон. И чтобы их все исследовать, требуются годы и годы, это город непростой. Но он мне дружественен, он мне интересен. Я его принял со всеми его хорошими и плохими сторонами. Поэтому мое тело чувствует себя в нем нормально ровно настолько, насколько вообще человеческое тело может чувствовать себя нормально в мегаполисе. Мегаполис – это всегда война. Война со здравым смыслом, война с обстоятельствами, война за выживание. Мое тело, как и ваше, находится здесь постоянно в состоянии войны. Но что делать: «на войне как на войне».

– Судя по вашему творчеству, для вас вообще состояние войны гармонично. Родись вы сто лет назад, мне кажется, вас можно было бы легко встретить на закрытой тусовке у Савенкова.

– Странно, но возможно. Я человек неспокойный. Я не люблю бесконфликтное состояние, мне нужен конфликт, мой внутренний непокой приводит и к непокою внешнему. Во всяком случае, материал, который я беру для работы, рассчитан на то, чтобы взбудоражить сознание зрителя. Мне хочется этого, потому что я сам люблю театр, от которого происходят сильные внутренние потрясения. Мне кажется, театр – это место, где люди должны потрясаться, а не развлекаться.

– Вы разрушаете, чтобы увидеть новое в старом?

– Вы знаете, я ничего не разрушаю. Единственное, что я хотел бы разрушить – это ментальные клише. Потому что когда я слышу фразу «Принято считать…», мне хочется схватиться за пулемет. Потому что человек должен думать сам в каждом конкретном случае. Все эти ярлыки: это теплое искусство, а это – холодное, это – разрушительное, а это – созидательное, это – белое, а это – черное, это – о вечном, а это – нет, они из области клише. Вот спектакль «Человек-подушка», который вышел в Художественном театре, он как раз стал для меня попыткой разрушить клише. Поэтому мне приятно, когда на форуме сайта спектакля я читаю зрительское впечатление: «Этот спектакль – три часа гарантированного выноса мозга».

– Это тоже клише.

– И тем не менее.

– Мне кажется, разрушения бывают необходимы. Сначала льют мертвую воду, а уже потом – живую.

– Не все это понимают. В последнее время я часто слышу обвинения. В холодности, разрушительности и рассудочности. Я же, напротив, считаю, что рассудок очень важен. Потому что у нас так мало во всем рассудка, что хочется, чтобы его было больше. Чтобы сделать что-то дельное, надо подумать. А призыв «Голосуй сердцем!» – это глубокая ошибка, заблуждение.

– Я поспорю с вами с помощью еще одного клише. Принято считать, что искусство рождается сердцем. А все, что рождается умом, можно назвать по-разному. Но только не искусством.

– Я с этим абсолютно не согласен. Мне кажется, что сердце может творить полную ерунду и бессмыслицу, неоформленное эмоциональное образование. Люди Востока считают, что разум, сознание, мозг существуют как раз там, где находится сердце. У тибетцев это слито, понимаете? У нас – как-то слишком разнесено, развеяно. Мне нравится воспринимать вещи интеллектуально. Уверен, что если в жизни будет больше сознания, ничего плохого в этом не будет.

– Вы говорили как-то в интервью, что театр – это единственное место, где говорят правду.

– Да, это так. Иногда. Уже редко.

– Под правдой вы подразумевали верные умозаключения?

– Нет. Это может быть социальная правда, это может быть правда о времени, о человеке, об отношениях людей. Правда, которую я понимаю и умом, и сердцем. Если вам важны именно эти термины.

– Если я скажу, что театр существует для того, чтобы помочь нашим импульсам раскрыться?..

– Я соглашусь.

– Высшим достижением разума является высвобождение чувства?

– Разумеется. Я вам так скажу: для одного оргазм – это мысль. Некий смысл. А кого-то вводит в резонанс эмоция. Каждому – свое. Главное – выйти из равнодушия. Потому что нет ничего страшнее равнодушия, неучастия. Нет ничего более отталкивающего, чем голова, набитая привычными клише и устоявшимися определениями. Мой оргазм происходит от «вдруг». Я иду по коридору, поворачиваю, и вдруг… Вот в этом «и вдруг» и спрятана моя радость. И этих «и вдруг» я жду от фестиваля, который, уверен, ими будет полон.

– Чем «Территория» будет удивлять зрителя на этот раз?

– На фестивале вы увидите много интересных событий: уникальный балет Алана Плателя «VSPRS» на музыку Клаудио Монтеверди. Мы привозим спектакль Ромео Кастеллуччи «Трагедия эндогонидия. Часть четвертая. Брюссель»». Аналога театру, который делает Кастеллуччи, у нас нет. Состоится премьера балета Алексея Ратманского «Вываливающиеся старухи» (стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса) на музыку Леонида Десятникова. Мы привозим две «Весны священных» Игоря Стравинского. Первый спектакль – соло финского танцовщика и хореографа Теро Сааринена, второй – уникальный французский театр (хореограф Эдди Маалем), где балет Стравинского исполняют четырнадцать негритянских танцоров.
В этом году невероятную музыкальную программу подготовил Теодор Курентзис. Она начнется концертом современной музыки, продолжится концертом в костеле (уникальная ретроспектива хорового пения от XI века до сегодняшнего дня), а закончится российской премьерой оратории Карла Орфа «Мистерии о конце времени» в Концертном зале Чайковского. Также в этом году «Территория» совместно с Евросоюзом проводит серию интереснейших мастер-классов молодых европейских кинорежиссеров, актеров, продюсеров. В этом году мы снова проводим вечер современной поэзии, но на этот раз он будет в забавной форме – в форме поэтических выборов, которые мы отсылаем к знаменитому событию, произошедшему в Политехническом музее в 1918 году – избранию Короля поэтов. Выбирать короля на этот раз будет зритель. К тому же не стоит забывать и о том, что наш фестиваль – это фестиваль-школа. Мы привозим 150 студентов театральных вузов со всей страны, и для них ежедневно будут проводиться десятки профессиональных мастер-классов. Мы постараемся уделять этим ребятам очень пристальное внимание, потому что для каждого из них, судя по прошлому году, приезд в Москву, встреча с искусством, которое они никогда не видели, – событие шоковое. Также мы запланировали специально для наших студентов экскурсию по Москве, которую проведет директор МУАРа Давид Саркисян, известный искусствовед, архитектор. Вообще, перечислять целиком программу фестиваля дело неблагодарное. Поверьте, в ней нет случайных событий, встреч или названий. Зайдите на наш сайт www.territoryfest.ru и все поймете.

#Новости #Театры #Культура
Подпишитесь