Posted 2 октября 2007, 20:00
Published 2 октября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:38
Updated 8 марта, 08:38
Члены жюри пришли к мнению, что «литературная Россия наконец очнулась»: выбрать одно из достойных произведений-номинантов теперь очень сложно. Причем соответствие «высоким моральным принципам и гуманистическим идеалам», коим посвящена «яснополянская» премия, видно преимущественно у региональных авторов. Так, финалистами номинации «XXI век» стали писатели из Казахстана, Башкирии и Нижнего Новгорода. Представителем же столичной литературы выступил «языкотворец» Борис Евсеев. Именно его философский рассказ «Живорез» сражался за статуэтку с романом-победителем до последнего. Огорченный поражением Евсеев покинул зал сразу после объявления победителя.
Психологический роман Захара Прилепина, по сути, пропагандирует революционные идеи нацболов (сам автор являлся лидером нижегородских нацболов и даже был арестован за организацию одной из их акций). При этом его книга подарила нам нового героического персонажа, какого еще не было в литературе. «Несмотря на то, что моя книга о злобных молодых подростках, выросших в трудное время, я старался напомнить людям о любви, нежности и счастье, как бы банально это ни звучало», – заявил «НИ» новоявленный обладатель 10 тыс. долларов и яснополянской статуэтки сразу после награждения.
Статуэтку за победу во второй номинации – «современная проза» за автобиографичное и не менее революционное произведение 70-х годов «Год чуда и печали», буквально вырванное из литературных закромов, получил иркутский писатель Леонид Бородин, а вместе с ней и 20 тыс. долларов в качестве поощрения литературного труда. В этой категории каждый член жюри мог выдвинуть любого достойного на их взгляд писателя, единственное условие – чтобы он был жив. По словам Владимира Толстого, такая номинация должна напомнить ценителям литературного творчества о давно ушедших или незамеченных в свое время произведениях, которые на самом деле имеют высокую ценность. «Мы вытаскиваем старые труды на поверхность в надежде, что о них снова заговорят», – объяснил «НИ» праправнук великого писателя Владимир Ильич.
На следующий год премия планирует расширить свои возможности: по словам яснополянцев, возможно, будут введены новые номинации: за лучшего переводчика и за лучшее произведение ушедшего из жизни автора.