Документ предусматривает, что наследник сможет безвозмездно приобрести право собственности на участок в случае, если наследодатель (то есть тот, от кого наследство получено) владел расположенным на этом участке жилым домом, но при жизни не реализовал право оформить землю в свою собственность. Тот же порядок должен действовать и в случаях, когда земля принадлежала усопшему родственнику на праве пожизненного (наследуемого) владения и постоянного (бессрочного) пользования. И что самое важное – под закон подпадают земельные участки, предоставленные без указания вида права, либо когда вид соответствующего права определить было невозможно. Таких ведь у нас большинство – предприятие 30–40 лет назад «выделило» 6 соток, а как они были оформлены, непонятно.
«Отцом» и закона о «дачной амнистии» и нынешних поправок считается думский комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Там «НИ» рассказали: «Мы понимаем, что эта тема касается миллионов людей. На практике после вступления в силу закона о «дачной амнистии» многие наследники не могли получить права наследования. Новые поправки призваны решить эту проблему. Согласно принципу универсального правопреемства, который прописан в нашем законе о наследовании, наследник земельного участка должен иметь такие же права, как и в любой другой ситуации наследования. То есть в случае принятия закона, если наследодатель успешно провел процедуру оформления участка в собственность, наследнику остается лишь оформить наследство по действующему Гражданскому кодексу».
«Говорить о безвозмездности наследования как об успехе я бы не стал, налог на наследство был отменен ранее, – пояснил «НИ» юрист общественной приемной Совета по земельным отношениям в Московской области Михаил Фомин. – Но отмечу главный плюс поправок – разрешение наследовать участки, которые находились в постоянном пользовании наследодателя. Ранее таких случаев не было, а теперь, видимо, это будет возможно». Однако, если умерший не успел оформить землю в собственность самостоятельно, эта обязанность перекладывается на плечи наследника. А с учетом тяжелой реализации пресловутого закона о «дачной амнистии», это представляется весьма затруднительным делом. Напомним, что с прошлой осени, когда закон вступил в силу, из 1 млн. подмосковных участков лишь около 35 тыс. были успешно оформлены по «упрощенной схеме».
«Оформлять землю в собственность и проводить кадастровый учет должны все, – утверждает Михаил Фомин. – И наследники тоже. Они должны будут внести свой участок и строения на нем в государственный кадастр, если наследодатель об этом не позаботился. Однако есть случаи, когда это просто невозможно. Органы местного самоуправления, находящиеся сейчас в цепочке оформления земли в собственность, часто затягивают дело, а то и отказывают в оформлении бумаг. С ними очень много проблем. Участие местного самоуправления в системе оформления земли либо наследства на нее необходимо исключить. Если у человека есть право на землю, то он должен иметь возможность сразу его оформить, без всякой бюрократии».
Есть, отметим, и другая проблема. Обязательная процедура межевания в Подмосковье обходится в сумму от 1 до 10 тыс. руб. за сотку. Многие жалуются, что, даже отдав за оформление нужных бумаг несколько десятков тысяч, они вынуждены ждать исполнения всех формальностей по 1,5–2 года.