Индекс Reuters/Jefferies CRB, который многие экономисты и инвесторы называют барометром экономического роста, имеет давнюю историю. Впервые Commodity Research Bureau (CRB) опубликовало его в 1958 году, и рассчитывался он тогда, исходя из стоимости 28 товаров, торгуемых на бирже. В 2005 году индекс получил свое нынешнее название, а число позиций, по которым аналитики оценивают конъюнктуру цен на сырье, сократилось до 19. Среди них металлы, углеводороды, сахар, кофе, мясо и многое другое. Изменение рыночной стоимости этих товаров отражается колебаниями индекса.
В этом году основной причиной его роста стали нефть, золото и зерно. Удорожание этих видов сырья вызвало рекордный за 32 года скачок индекса. За прошедший месяц цена этих товаров выросла до максимальных за всю историю отметок. Так, в конце прошлой недели в Нью-Йорке побит 27-летний рекорд цены фьючерсов на золото. Их стоимость выросла в пятницу на 1,4% и достигла отметки 750,2 доллара за унцию. Отметим, что с начала года металл подорожал уже на 18%. Пшеница дорожает еще более внушительными темпами. Только за сентябрь она выросла в цене на 21%. Нефтяной же рынок в сентябре преподнес, пожалуй, наибольшее количество сюрпризов. Так, на прошлой неделе в ходе пятничных торгов в Нью-Йорке фьючерсы достигли очередной рекордной за всю историю отметки – 83,76 доллара за баррель. Рост котировок «черного золота» составил за квартал 16%.
Однако, как рассказал «НИ» первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, такие изменения не могут иметь долгосрочного характера. «Эти колебания связаны с текущей рыночной конъюнктурой, но долгосрочных факторов роста пока не прослеживается», – отметил эксперт. По его словам, рост цен на зерно связан исключительно с тем, что этот год оказался неурожайным. «В результате многие были вынуждены сократить поставки. В том числе и Россия, чтобы не возникло дефицита внутри страны, урезала экспорт пшеницы», – пояснил г-н Сорокин. Оговоримся, что не только сокращение отечественных поставок сказалось на всплеске цен на злаки. Например, в пятницу минсельхоз США снизил оценку урожая зерновых на 2%, что вызвало увеличение стоимости пшеницы в Чикаго до нового исторического максимума – 9,6175 доллара за бушель (около 35 литров). Снизил свой прогноз и лондонский Международный совет по зерну (МСЗ). По его данным, в этом сельхозгоду валовой сбор зерна в мире составит 1653 млн. тонн против 1658 млн. тонн, прогнозировавшихся в июле.
Относительно нефтяного тренда Дмитрий Сорокин сообщил «НИ», что такой рост цен на «черное золото» не отражает современную экономическую действительность. «Нет фундаментальных причин для подорожания. Потребление нефти не столь высоко. В основном сейчас влияние оказывает политический фактор», – пояснил специалист.
Более оптимистично г-н Сорокин оценивает перспективы золота. По его мнению, этот драгоценный металл остается очень удачным объектом для вложений. «Золото в гораздо меньшей степени подвержено влиянию текущей конъюнктуры. Потребность в нем растет, и, видимо, оно будет дорожать и дальше», – рассказал «НИ» эксперт. Отметим также, что покупательский интерес к «рыжему» металлу стимулируется еще и снижением курса доллара к евро.
Аналитик крупной инвестиционной компании Вячеслав Буньков видит у рекордного роста цен на сырье иные причины. По словам эксперта, такое подорожание связано с решением ФРС США понизить учетную ставку. «Доллар после этого стал падать, а все товары на мировых биржах торгуются именно в этой валюте. Таким образом, за то же количество валюты можно купить уже меньше товара», – пояснил он свою версию. По мнению г-на Бунькова, ФРС, скорее всего, еще будет понижать учетную ставку, а, следовательно, можно ожидать продолжения роста цен на сырье.