Posted 28 сентября 2007, 07:53
Published 28 сентября 2007, 07:53
Modified 8 марта, 08:40
Updated 8 марта, 08:40
Сегодня в 00:23 в подмосковном аэропорту «Раменское» приземлился самолет МЧС Ил-76, который доставил в Россию из Китая спасенных российских спортсменов Александра Зверева и Андрея Паутова, а также тела трех их товарищей, погибших при сплаве по реке Юрунгаш. Выживших рафтеров встречали около 300 спасателей, родственники и целая армия журналистов. Спортсмены заявили, что, несмотря на постигшую их трагедию, экстремальный спорт бросать не собираются.
Сойдя на землю и оказавшись под прицелом десятков объективов, туристы поначалу растерялись. Молодые люди, смущаясь, сообщили, что чувствуют себя хорошо, но ощущают «неимоверную усталость от всего», и больше всего на свете хотят вернуться домой. Александр Зверев первым делом сжал в объятьях встречавшую его гражданскую супругу Ольгу Хохлову. На вопрос корреспондента «НИ», о чем юноша думал, пока ждал спасения, он ответил односложно: «О свадьбе».
«Мы вместе уже четыре года, но теперь уже точно решили расписаться, - рассказала «НИ» будущая супруга Зверева Ольга Хохлова. – Я за эти дни испытала столько страшных минут. Но, я думаю, мой Саша экстремальный спорт не бросит, и если он так решит, я его останавливать не буду. Просто в следующий раз я пойду с ним, и он не будет так рисковать». Когда именно состоится свадьба, молодые так и не признались.
Напомним, что закончить сплав по реке Юрунгаш шестеро российских рафтеров планировали 2 сентября, но пропали. А в конце прошлой недели были найдены чудом выжившие 25-летний спортсмен из Казани Александр Зверев и 28-летний москвич Андрей Паутов. Рафтеры более 25 дней провели без пищи. Четырем их товарищам повезло меньше. Трое из них - 47-летний президент федерации спортивного туризма Москвы Сергей Черник, его сын, 25-летний аспирант биофака МГУ Иван Черник и 25-летний спорсмен Владимир Сметанников погибли, захлебнувшись водой. Судьба последнего туриста - 34-летнего Дмитрия Тищенко - до сих пор не известна.
Немного придя в себя, Александр Зверев смог поведать, как произошла трагедия. «Все случилось из-за скалистых порогов, которые не выпускали катамараны, - рассказала рафтер. – Мы знали о них, но не предполагали, что их так много». По его словам, главной причиной бедствия стало «недостаточное количество информации о реке» Юрункаш, по которой сплавлялись спортсмены. Зверев рассказал, что каждый член команды был очень хорошо подготовлен. «Все были чемпионами России», - пояснил он. Спортсмен вспомнил, как пытался выжить в скалистой дикой местности. «14 дней жил в пещере, остальное время по кустам, - рассказал Александр Зверев. - Без еды организм работал как часы, его это не подкосило». По его словам, в те дни он больше всего боялся смерти. Однако сейчас чувствует, что прощаться с экстремальным туризмом не хочет. «Теперь наверное буду заниматься не рафтингом, а слаломом, - рассказал Зверев. – Но на эту реку возвращаться точно не хочу». Пройдя медицинское обследование, уже сегодня вечером турист отправится в родной город. «Как вернусь в Казань, первым делом поеду к маме», - сказал он.
Второй спасенный рафтер, москвич Андрей Паутов, наотрез отказался общаться с журналистами. Встречавшие его родственники тоже были немногословны. «Все это время мы считали дни, не спали ночей, - рассказала «НИ» мама Андрея Паутова Тамара. – Словами не описать, что я пережила».
По словам спасателей, это первая подобная кампания на счету российской МЧС. «Это уникальная операция, - заявил руководивший поисками в Китае замдиректора департамента оперативного управления МЧС Андрей Легошин. - Дело в том, что такое количество сил, на таких высотах… На моей памяти не было подобного».
По словам г-на Легошина, поиски последнего рафтера - Дмитрия Тищенко – продолжат китайские спасатели. «Все, что будет обнаружено в районе поиска, будет передаваться нам через посольство по дипломатическим каналам», - рассказал он. Однако, к сожалению, в то, что Дмитрия удастся обнаружить живым, уже не верят ни его спасенные товарищи, ни сотрудники МЧС. «В горах лежит снег, и там наблюдаются минусовые температуры, поэтому шансы найти его живым практически минимальны», - пояснил Андрей Легошин.
Наталья Корчмарек, фото: Анатолий Морковкин