Три зала, отведенные для фестивальных просмотров, практически на всех сеансах были полны. С учетом того, что представителей прессы рассаживали на свободные места (которых не было), в первый же фестивальный день на показе картины Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай» дело чуть не дошло до поножовщины. Одного из припозднившихся зрителей невероятно разозлил тот факт, что его место занято. Он достал нож и стал угрожать. Услышав крики: «Позовите охрану, здесь человек с ножом», часть публики в ужасе бросилась из зала. Словом, дух голливудских блокбастеров царил если не на экране, то непосредственно в зрительном зале.
Между тем Бен Аффлек со своим режиссерским дебютом показался достаточно крепким и профессиональным в новом амплуа. Свою историю он снял по книге автора детективных романов Дэнниса Лихэйна. В пригороде Бостона без вести пропадает четырехлетняя Аманда. Тетя девочки обращается за помощью к двум частным детективам – Патрику Кензи и Анджеле Дженнаро. Им приходится раскрыть немало тайн и даже столкнуться с проблемой нравственного выбора. Эту проблему каждый из них решает по-своему, а так как они не только коллеги, но и возлюбленная пара, то эта ситуация и разлучает их.
Режиссера Стива Бушеми в качестве актера можно было увидеть в фильме Тома Ди Чилло «В бреду». В этой комедийной мелодраме Бушеми предстает в образе папарацци по имени Лесс. Практически вся его жизнь заключается в поисках удачного, «жареного» кадра, который прогремит «как выстрел». Естественно, все эти кадры связаны с жизнью голливудских знаменитостей. Однажды Лесс знакомится с молодым бездомным парнем Тоби (Майкл Питт). Папарацци приютил парнишку и взял его к себе в ассистенты. Вместе с Лессом Тоби постигает азы профессии, которые заключаются в основном в том, чтобы без проблем проникнуть на громкую вечеринку, сделать там несколько кадров, плотно поужинать, а, уходя, захватить с собой побольше пакетов с подарками. Впрочем, не стоит думать, что это очередной наезд на тружеников желтой прессы. К этой картине больше всего применимо определение «добрая сказка».
«Русский след» отчетливо ощущался в разделе «Классика Голливуда», где были показаны «Ниночка» Эрнста Любича с Гретой Гарбо в роли советского агента, «Мистер Аркадин» Орсона Уэллса и «Русские идут! Русские идут!» Нормана Джуисона. Русская речь в большом количестве звучала и в картине Лива Шрайбера «И все осветилось…». Шрайбер – внук украинского еврея – свою картину снял по автобиографическому роману Джонатана Сафрана Фоера. Фильм снимался в основном на Украине и рассказывает о том, как американец Джонатан (Элайджа Вуд) отправился на родину своего деда, в маленькое украинское местечко, чтобы разыскать любимую женщину своего умершего родственника. Когда-то их разлучила война. Во время путешествия его сопровождают одесситы Алекс (его сыграл лидер нью-йоркской панк-группы «Гоголь Борделло» Евгений Гудзь – один из самых колоритных персонажей мирового андеграунда) и его дедушка (Борис Лескин). Перед зрителем смесь гротесковых ситуаций с трогательными, слезными моментами.
В рамках фестиваля прошла российская премьера документального фильма Ди-Эй Пеннебейкера «Открытие в Москве». Картина была снята в 1959 году, но никогда в нашей стране не демонстрировалась. Режиссер изучает город, страну, людей, чему-то удивляется, чем-то восхищается, но не осуждает и не издевается. Он искренне не понимает, почему русские, пришедшие на американскую выставку в Сокольники, ведут себя так, как будто никогда не были на выставках, хотя в Москве регулярно проходят различные выставки, да и в самом городе есть постоянно действующая, великолепная выставка – ВДНХ. Он добродушно посмеивается над тем, какой ажиотаж вызвала пепси-кола – «женщины жаловались, что она пахнет бензином, а мужчины интересовались – не опьянеют ли они». Он восторгается советским мороженым, красотой подмосковных лесов, виртуозным клоуном Олегом Поповым и очарованием русских детей, которые всегда хорошо одеты, подчас лучше, чем взрослые.
Так или иначе, будь то ретроспективы или новые работы, «Амфест» показал московским зрителям абсолютно другую киноАмерику. Не замусоренную спецэффектами и новейшими технологиями, умеющую чувствовать и мыслить.