Posted 23 сентября 2007, 20:00

Published 23 сентября 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:23

Updated 8 марта, 08:23

Пушка выстрелит

23 сентября 2007, 20:00
Вокруг российско-германского газопровода, который планируется проложить по дну Балтики, продолжают накаляться страсти. Отказ Эстонии дать разрешение на проведение компанией Nord Stream AG геолого-разведочных работ в своей морской акватории совпал по времени с пиар-акцией этой же компании по подъему и консервации уникал

Поднятый с морских глубин экспонат украсит экспозицию исторического музея на Готланде. Для российской стороны эта пушка имеет особое символическое значение. Она находилась на борту одного из кораблей датско-любекской эскадры, затонувшего в шторм на рейде Висбю в 1566 году. Во время этой катастрофы на подводных рифах разбилось 15 кораблей, погибли более семи тысяч человек. Тогда на севере Европы шла схватка за контроль над Балтикой. В 1588 году Иван Грозный первым из русских царей попытался прорвать изоляцию нашей страны на Западе, начав Ливонскую войну. Главной задачей царя был вывод России из теснин Финского залива на просторы Балтийского моря и приобретение там хотя бы одного глубоководного порта. С падением Нарвы стальное кольцо стран-транзитеров (Польши, Ливонии и Швеции, владевшей Финляндией) было прорвано. Россия получила возможность напрямую торговать с Западной Европой. А недавние посредники, многие из которых полностью зависели от русского транзита, начали против России и ее партнеров войну. Хотя шведам, в конце концов, удалось взять реванш и завоевать Нарву, ожидаемых прибылей эта победа не принесла. Русская торговля с Западом переместилась на север, в Архангельск.

Параллели с сегодняшней ситуацией вокруг проекта российско-германского газопровода по дну Балтики очевидны. Против прямой торговли Москвы с Западной Европой выступают страны-транзитеры: государства Балтии (расположенные на территориях прежней Ливонии) и Польша, теряющие очевидные прибыли. Швеция, в отличие от ХVI века, не пытается заработать на русской торговле, но к газопроводу относится негативно тоже прежде всего по экономическим соображениям. «Нам от него не будет никакой выгоды», – так звучит один из основных аргументов в шведских внутриполитических дебатах. К счастью, в наши дни подобные схватки носят мирный характер.

Nord Stream AG и «Газпром», владеющий контрольным пакетом акций этой компании, в последние месяцы ведут отчаянное наступление на шведские «умы и сердца», надеясь склонить общественное мнение этой страны в пользу строительства газопровода. В Швеции уже прошло несколько семинаров для политиков и журналистов с объяснением технических и экологических аспектов прокладки газопровода, а в Стокгольме при спонсорстве «Газпрома» был устроен матч звезд ветеранов шведского и российского хоккея. Ответом на упреки критиков в том, что Nord Stream будет «продираться» трубой по дну Балтики, разрушая лежащие на ее дне старинные корабли и рискуя разворошить затопленные там химические боеприпасы, стала спонсорская поддержка археологических изысканий на рейде Висбю, в том числе подъем пушки.

Главная задача Nord Stream – вовремя и без серьезного увеличения затрат осуществить свой проект. Друзей у него на Балтике, за исключением разве что Германии, нет. Отказ Таллина разрешить этой компании проводить разведку дна в экономической зоне Эстонии стал ударом, который можно выдержать. Как сообщил недавно финский премьер Матти Ваханен, труба сместится в территориальные воды Суоми, хотя это и сопряжено с дополнительными экономическими и техническими сложностями. Ведь дно у берегов Финляндии пересеченное, усеянное подводными скалами – в отличие от ровного эстонского участка.

Но у Стокгольма гораздо больше возможностей, чем у Таллина, для срыва или сильного удорожания проекта. Средний участок газопровода пройдет в шведской экономической зоне, там же, возле Готланда, намечено возвести сервисную платформу для обслуживания трассы. «Русские устроят здесь шпионскую базу!», «Русские смогут держать под контролем стратегический Готланд!» – эти «страшилки» вот уже второй год сыплются на головы обывателей из уст некоторых шведских политиков. Уже после того, как Nord Stream и «Газпром» объявили, что платформа будет открыта для посторонних в разумных пределах (например, там может быть размещено оборудование лабораторий шведских экологов), представители правых партий Швеции, входящих в состав правительства, продолжили атаку на магистраль в ее самом чувствительном месте. «В интересах Готланда и Швеции – воспрепятствовать строительству газопровода несколькими эффективными способами. В частности, Швеция безо всякой мотивировки имеет право отказать Nord Stream в возведении платформы возле Готланда. Без этого сооружения в шведской экономической зоне будет крайне тяжело с технической точки зрения осуществить весь проект», – с таким заявлением выступило на прошлой неделе правление готландской ячейки Народной партии, входящей в правительственную коалицию. В этом свете акция с подъемом старинной пушки выглядит грамотным политическим ходом. С точки зрения российской стороны, орудие XVI века должно «выстрелить» напоминанием о бессмысленности попыток повесить замок на Балтику.

Подпишитесь