Posted 23 сентября 2007, 20:00
Published 23 сентября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:23
Updated 8 марта, 08:23
Хотя инфляция, по официальным подсчетам, за август составила лишь 0,1%, новый резкий подъем цен, судя по всему, уже не за горами. Аналитики считают, что от опта до розницы всего один шаг, и он будет сделан уже в ближайшие месяцы. Такой прогноз делается на основе последних данных Росстата. А они говорят, что цены на сжижение и регазификацию природного газа выросли за один месяц на 17,3%, на продукцию добычи сырой нефти и попутного газа – на 6,4%. Среди нефтепродуктов значительно подорожали: гудрон для производства нефтебитумов (на 25,6%), строительный нефтебитум (на 5,7%) и дорожный жидкий (на 5,5%), а также топочный мазут – на 4,1%.
В обрабатывающих производствах наиболее заметным был прирост цен на стройматериалы. Цемент подорожал на 6,5%, товарный бетон – на 5,5%, изделия из бетона для использования в строительстве – на 4,4%. Однако еще сильнее выросли оптовые цены на продовольствие. Продукты мукомольно-крупяной промышленности подорожали на 10,7%, чай и кофе – на 7,8%, пряности и приправы – на 6,2%, готовые корма для животных – на 5,2%, хлеб и мучные кондитерские изделия недлительного хранения – на 5%. И все, повторим, только за один месяц.
Наблюдалось, правда, снижение цен в металлургии, вызванное в основном удешевлением производства цветных металлов (на 5,4%), полуфабрикатов (заготовок) для переката (на 2,9%). Но эта отрасль погоды на общем инфляционном рынке, как правило, не делает.
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг сообщил «Новым Известиям», что рост цен производителей неизбежно повлечет за собой и ускорение потребительской инфляции. «Вопрос тут только в том, каков будет временной лаг. С учетом того, что подорожали товары, в свою очередь, тянущие за собой все остальное, есть серьезные основания полагать, что установленный правительством потолок будет пробит, и цифра инфляции за год вплотную приблизится к двузначной», – сказал он.
При этом г-н Гринберг подчеркнул, что планируемые правительством величины являются температурой «в среднем по больнице» и адекватно инфляционную картину не показывают. «Здесь гораздо важнее, что потребительские цены растут быстрее, чем нам о том докладывают в Минфине. Инфляция там рассчитывается по нескольким сотням товаров и услуг, в том числе, например, по дорогим телефонам и другим предметам роскоши, которые люди низкого и среднего достатка не покупают. Обычный потребитель нечасто приобретает более чем 25–30 наименований товаров. Исследование, проведенное нашим институтом, показало, что индекс потребительских цен на товары и услуги массового спроса в год у нас составляет вовсе не 8–8,5%, а 20–25%. Наше экономическое руководство ищет все время не там, где нужно – контролирует денежную массу, укрепляет рубль, а между тем на практике главные причины роста цен – монополии, всевозможные сговоры в самых разных сферах и мировая конъюнктура. В частности, дорогие нефть и зерно на мировых рынках провоцируют рост цен на эти товары и внутри России», – пояснил свою позицию эксперт.