Израиль упорно отказывается комментировать сообщения о том, что в ночь с 5 на 6 сентября его боевые самолеты вторглись в сирийское воздушное пространство в районе северного побережья и проследовали в сторону границы с Турцией, пока не были изгнаны сирийскими силами ПВО. А в Тегеране, который с режимом сирийского президента Башара Асада связывают давние союзнические отношения, этот инцидент был расценен однозначно. «Иран подвергнет бомбардировкам территорию Израиля в случае военной агрессии со стороны этого государства», – пригрозил заместитель командующего ВВС Исламской Республики Мохаммад Алави.
Самому Дамаску неприятности не нужны. Правящая в Сирии партия «Баас» и так едва не подвернулась под горячую руку США в 2003 году, когда американцы разгромили идеологически родственный баасистский режим в соседнем Ираке. Но природная дипломатичность нынешнего сирийского лидера и, главное, его твердое обещание поставить под контроль границу с Ираком помогли избежать конфликта с Америкой. Теперь же сирийцам придется искать варианты выхода из новой щекотливой ситуации, если, конечно, публикация в Sunday Times, основанная на данных «информированных источников» в Вашингтоне и Тель-Авиве, соответствует действительности.
В принципе Асад предпочитает политику «тихой дипломатии». Когда летом прошлого года разразилась война между Израилем и «Хезболлой», глава Сирии, как и в случае с саддамовским Ираком, соблюдал нейтралитет. Тем более что вошедшие в Ливан израильские бронетанковые колонны отделяли от Дамаска всего каких-то несколько десятков километров. Правда, если на Ближнем Востоке все-таки грянет большая война, отсидеться «на скамейке запасных» Асаду уже вряд ли удастся. Атомные амбиции Тегерана, его навязчивое стремление использовать ливанских шиитов как рычаг давления на Израиль неминуемо втягивают и сирийцев во все более вероятный вооруженный конфликт. Прежде всего, из-за поддержки Дамаском ливанской «Хезболлы» и палестинского движения ХАМАС. При этом связи с «Хезболлой» президент Асад во внешнем мире не афиширует. Но достаточно пройти по Дамаску, чтобы увидеть стены домов, обклеенные огромными плакатами с изображениями бородатых ливанских моджахедов и призывами к общеарабской солидарности, и понять, как все обстоит на самом деле.