Posted 16 сентября 2007, 20:00
Published 16 сентября 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:27
Updated 8 марта, 08:27
Главный противник единого госэкзамена Виктор Садовничий, похоже, решил смириться с тем, что вскоре и его вуз будет вынужден учитывать результаты выпускных тестов. Однако от своей принципиальной позиции он не отступается и на этот раз: ЕГЭ в той форме, в которой он существует сейчас, не отражает реальных знаний выпускников. Чтобы понять, на каком уровне на самом деле находится школьник, нужно проводить такие тексты несколько раз, сравнивать их результаты, учитывать динамику, делать скидку на волнение сдающих тесты. «Цель этого нововведения – формирование объективной оценки знаний школьника, – отметил г-н Садовничий. – Если расширить систему тестирования, контролируя знания школьников в 9-м, 10-м и 11-м классах, то при поступлении не будет сомнения в уровне знаний абитуриентов».
Многие эксперты с ректором МГУ согласны: ЕГЭ изначально не планировался как разовая акция, и его эффективность на порядок повысится, если устраивать тесты несколько лет подряд. «Сейчас такие тесты сеют в школьной среде настоящую панику именно потому, что ребята решают их один-единственный раз в жизни, – рассказали «НИ» в комитете ГД по образованию. – Необходима динамика: ЕГЭ поможет не только учителям судить о знаниях учеников, а также школьникам – анализировать свои ошибки».
В московской школе № 1290 уже несколько лет экспериментально сдают ЕГЭ в 9-м и 10-м классах. Преподаватели говорят в один голос: результаты ребят улучшились, психологически сдавать ЕГЭ несколько раз – намного проще. «Практика показывает, что никакие пробные варианты тестов, которые мы с детьми решаем на протяжении учебного года, не могут сравниться с самим экзаменом, – рассказала «НИ» преподаватель русского языка и литературы школы № 1290 Екатерина Матвеева. – Перед выпускными тестами ребята очень сильно волнуются и показывают зачастую результаты, намного хуже тех, которых мы от них ожидаем».
Впрочем, эксперты видят в этой идее и существенные минусы. Прежде всего, это неоправданно большие затраты для государства. «Проблема в том, что результаты ЕГЭ за 9–10-й классы будут использоваться для так называемого внутреннего пользования, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Они не играют роли при поступлении, и поэтому делать такие тесты едиными и государственными нет никакой необходимости. Такая широкомасштабная акция несет для государства большие затраты: нужно посчитать результаты, отпечатать сертификаты, разработать новые программы. В нашей стране нет вариантов самих тестов для девяти- и десятиклассников. Только для разработки заданий потребуется не меньше двух-трех лет. Будет лучше, если все экзамены просто переведут в тестовую форму, напоминающую ЕГЭ, и никаких дополнительных затрат это не потребует».