Организаторам концерта удалось практически невозможное: собрать на одной сцене четверку лучших скрипачей нашего времени: Джошуа Белла, Максима Венгерова, Хилари Ханн и Пинхаса Цуккермана. Вместе с ними в концерте участвовала виолончелистка Нина Котова. А на разогреве у коллег была молоденькая Алена Баева – восходящая звезда, скрипачка с модельной внешностью, победительница московского конкурса скрипачей им. Паганини. Аккомпанировал музыкантам Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева.
Они выступали на крытой сцене, похожей на триумфальную арку, которую соорудили перед собором Василия Блаженного. И хотя на Красной площади собрались около трех тысяч зрителей, видно и слышно было всем. По бокам арки устроили два огромных экрана, а мощные усилители разносили звук по всей площади. Экраны играли еще и роль конферансье: на них появлялись надписи с названием произведений и именами исполнителей.
Программу концерта составили из серьезных скрипичных произведений, без всяких скидок на выходные и необычное место. Концерт напоминал состязание-диалог мастеров высшей лиги. Но для начала им всем пришлось выдержать испытание на морозоустойчивость: к вечеру заметно похолодало, и многие зрители пришли на концерт в пальто, к тому же предусмотрительно запасшись пледами и теплыми шарфами. А вот музыканты выходили на сцену в легких костюмах, женщины – в декольтированных платьях. Скрипичные и виолончельные сочинения пришлось вписывать в ритм курантов: часы исправно отбивали все четверти часа, били в 21 и в 22 и играли «Славься…».
Соревноваться с Паганини, исполняя его музыку, никто из участников концерта не стал. Опус юбиляра «Вечное движение» сыграл открывший концерт ГСО под управлением Федосеева. В этот вечер он оказался не единственным дирижером. По не известным публике причинам Максим Венгеров сменил скрипку на дирижерский пульт и дебютировал в столице в непривычной для себя роли. Поначалу, когда он встал за пульт в «Фантазии на тему Бизе» Ваксмана, которую играла Баева, чем-то похожая на знойную цыганку, это выглядело как неожиданный эксперимент. Но за смычок Венгеров так и не взялся. В финальной части Концерта Ре-мажор Чайковского, заявленной в программе, его сменил Сергей Стадлер, а «Цыганские напевы» Сарасате и вовсе из нее исчезли.
Но это была единственная не слишком приятная неожиданность. Стараясь компенсировать ее, Венгеров дирижировал столь же эмоционально и эффектно, как обычно играет. Он прислушивался к звукам оркестра, как будто ведя с музыкантами диалог, то становился задумчивым, то улыбался.
Все остальные участники концерта демонстрировали виртуозную технику, недюжинный артистизм и фирменный звук. Пинхас Цуккерман, больше известный москвичам по записям опусов Моцарта, сыграл концерт Макса Бруха. Романтический Джошуа Белл, которого журнал People включил в список самых красивых людей мира, предстал изысканным интеллектуалом. Даже скрипичный хит – «Цыганка» Равеля прозвучала у него без надрыва и преувеличенных эмоций. А Хилари Ханн, чей потрясающий звук напоминает о золотых временах русской скрипичной школы, проявила небывалую стойкость. Несмотря на холод, она удивительно тонко и изысканно исполнила с Цуккерманом Двойной концерт Баха, а ближе к финалу Поэму № 25 Шоссона.