Posted 27 августа 2007, 20:00
Published 27 августа 2007, 20:00
Modified 8 марта, 08:35
Updated 8 марта, 08:35
Вот уже год сотрудники редакции «Новых Известий», расположенной неподалеку от Преображенской площади на востоке столицы, наблюдают за неравной борьбой человека и природы. Речь идет об огромной строительной площадке, неожиданно появившейся около кинотеатра имени Моссовета на месте некогда живописного и тенистого сквера. День за днем строители безжалостно отвоевывали у сквера территорию, пока там не вырубили все деревья. Вне зависимости оттого, что здесь появится, местные жители уже считают новостройку неравнозначной заменой уничтоженному островку природы. «У меня сердце кровью обливается, когда я вижу вместо нашего уютного скверика вскопанный пустырь, – рассказала «Новым Известиям» местная жительница Надежда. – Неужели нельзя было оставить деревья, чтобы спасти нас от шума, пыли и грязи, которые принесла с собой стройка». В отделе департамента природопользования Москвы по Восточному административному округу утверждают, что строители получили необходимые разрешения вырубить деревья в этом месте. Однако они затруднились ответить, будет ли когда-то восстановлен сквер. «Строители, наверно, компенсируют городу стоимость вырубленных деревьев либо высадят новые растения», – предположил инспектор.
Ежедневные сводки экологической милиции Москвы говорят о том, что в столице происходит настоящий «зеленый» геноцид. Москвичи безжалостно расправляются с деревьями и кустарниками. Милиционеры даже составили свой неформальный рейтинг самых опасных лесорубов. «Чаще всего этим грешат строители, всевозможные бизнесмены и обычные граждане», – рассказала «Новым Известиям» пресс-секретарь экологической милиции столичного ГУВД Светлана Серкина.
Строители сносят деревья и ровняют кустарники с землей для строительства объектов, коммерсанты воюют с природой за пространство под автостоянки и летние площадки-кафе, а горожане рубят зелень под установку гаражей-ракушек или так борются с затемнением квартир. Если строительные организации еще пытаются получать разрешения на вырубку деревьев, то москвичи делают это бесцеремонно, причем проявляют настоящие чудеса смекалки. «Обычное дело, когда дерево во дворе дома не пилят, а постепенно убивают в нем жизнь, выжигая внутренность ствола огнем или кислотой», – посетовала Светлана Серкина.
Закон запрещает организациям и обычным горожанам самовольно рубить деревья и даже срезать ветки. «Если дерево разрослось, заслоняет свет и находится на расстоянии не более пяти метров от дома, то в этом случае жильцы должны просить о его сносе местное домоуправление, – рассказал «НИ» один из инспекторов Департамента природопользования Москвы. – Если расстояние от дома более пяти метров, то в этом случае люди должны обратиться за разрешением в наши территориальные подразделения». Даже если новоселы задумают высадить во дворе новые деревья, то и в этом случае они должны получить санкцию в местном ЖЭКе.
«Зеленое» браконьерство в Москве процветало, поскольку до недавнего времени никаких реальных рычагов борьбы с нарушителями не было. «Единственная профильная статья 260 УК РФ («незаконная порубка деревьев и кустарников») была нерабочей. Ведь никто не знал, как рассчитывать ущерб», – признался «Новым Известиям» один руководителей природоохранной прокуратуры Москвы.
Столичное правительство исправило этот пробел новой методикой подсчета ущерба за вырубленные деревья. Новая шкала штрафов уже вступила в силу. Теперь размер наказания будет зависеть от породы дерева, возраста и затрат на его содержание. Кроме того, выведенная сумма будет умножаться в пять раз – особый коэффициент для города. Так, елочки, пихты и сосны оценили в 23 тыс. рублей, их лиственных собратьев (вяз, дуб, ива, клен, липа, орех и ясень) – в 13 тыс. рублей, а фруктовые, березу и тополь – в 12,5 тыс. рублей, обычные кустарники – в 600–700 рублей. Затраты на ежегодное обслуживание деревьев одинаковы и составляют 640 рублей.
Отныне суд будет карать «черного лесоруба» санкциями, предусмотренными статьей 260 УК РФ. В любом случае нарушитель выплатит правительству Москвы штраф за срубленное дерево. Например, исходя из этой методики, за незаконно срубленную пятилетнюю елочку теперь придется заплатить 131 тыс. рублей, за клен и дуб такого же возраста – более 80 тыс. рублей и за каждый кустик – более 3 тыс. рублей. Неприятным открытием для москвичей может оказаться еще один маленький нюанс – любая срубленная ветка диаметром более 3 см отныне считается отдельным деревом.
Эксперты-экологи пока очень осторожно оценивают перспективы новых штрафов. «Если даже эта система начнет работать, то она вряд ли изменит ситуацию, – рассказал «НИ» сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Большие штрафы будут ощутимы лишь для мелких компаний и обычных граждан. Для крупных «лесорубов» даже драконовские штрафы останутся незаметными, и они продолжат рубить зелень». Эксперты опасаются и нового всплеска коррупции. «Практика показывает, что при больших штрафах нарушители всегда ищут способ договориться с инспектором, – предположил эколог. – Нет гарантии, что инспектор не запишет срубленную елочку как просто кустик».