Posted 20 августа 2007, 20:00

Published 20 августа 2007, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Выбить пыль из «глухарей»

20 августа 2007, 20:00
В МВД РФ подведены итоги двухлетнего эксперимента в 38 регионах страны, когда специально созданные бригады опытных сыщиков угрозыска расследовали только застарелые преступления. Опыт был признан положительным, и его хотят распространить на всю Россию. Тем временем милицейские следователи сетуют, что так называемые «вис

Эксперимент, итоги которого были подведены недавно в МВД РФ, проводился на протяжении двух лет в 38 регионах России. Его суть заключалась в том, что в структуре уголовного розыска МВД были созданы специальные бригады из наиболее опытных сыщиков, которых бросили на расследование застарелых преступлений, более известных как «висяки». «Только за последние шесть с половиной лет около 14 миллионов преступлений остались нераскрытыми, из них 90 тысяч убийств», – рассказал «Новым Известиям» один из оперативников Департамента угрозыска МВД РФ. Опыт работы таких бригад был признан положительным. Только в прошлом году сыщики раскрыли почти восемьсот застарелых тяжких преступлений. К сожалению, среди них нет таких резонансных дел, как убийства журналиста Владислава Листьева, священника Александра Меня и редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова.

Коллеги милицейских следователей из прокуратуры Москвы скептически относятся к идее МВД заняться застарелыми делами. «Если преступление не раскрыто по горячим следам, то затем раскрыть его следственным путем уже невозможно, – признался «НИ» один из прокуроров Москвы. – В 99% случаях застарелые преступления раскрываются совершенно случайно или через другие преступления». Осложняет расследование «глухарей» и непрофессионализм следователей, начинавших такие дела. «Из-за отвратительного предварительного следствия папка с застарелым делом обычно состоит из трех листков: два рапорта следователя своему начальству и протокол допроса свидетеля, – добавил прокурор. – Я очень сомневаюсь, что при таких материалах можно раскрыть дело и тем более найти преступника». Прокуроры также сомневаются, что у МВД есть достаточно сил для раскрытия «висяков». «Нагрузка невероятная: если, например, в одном округе большого города – две тысячи нераскрытых дел, а на их расследование брошены всего десять человек», – рассказал следователь столичной прокуратуры.

Тем временем количество нераскрытых постоянно растет. В МВД и у надзирающих за ним прокуроров есть разное мнение о причинах этого роста. Милиционеры считают, что нынешний уголовно-процессуальный кодекс ограничивает их в сроках расследования дел, поэтому они не успевают собрать доказательства и выйти на след преступников. «Статья 162 УПК РФ о сроках следствия сама заставляет следователей плодить «висяки», – рассказал «НИ» один из сотрудников МВД РФ. – По закону предварительное следствие длится всего два месяца, и, если за это время злодей не найден, то следователю проще приостановить расследование, чем продлевать сроки».

Прокуроры, в свою очередь, считают, что милиционеры лукавят. «Они хотят растянуть сроки следствия, чтобы вообще выйти из-под контроля, – рассказал «НИ» один из прокуроров Москвы. – Появится еще больше «глухарей», поскольку следователи без ограничений срока будут искать злодеев десятилетиями». Прокуроры утверждают, что следователи обычно занимаются делом «спустя рукава», после чего стараются приостановить расследование. «Следователь приходит продлевать сроки с пустыми руками, поэтому получает взбучку и от прокурора, и от начальства, – рассказал прокурор. – Чтобы не иметь таких проблем, ему проще приостановить дело, чем им заниматься».

Подпишитесь