– Станислав Сергеевич, вы всегда ратовали за «зрительское» кино и, должно быть, довольны выбором здешней публики?
– Ратовал и доволен, но я всегда работал и работаю для своего зрителя, которого можно назвать «советским». Думаю, что здесь, на фестивале, на мой фильм пришли именно эти люди. А тем зрителям, которые сейчас ходят в кинотеатры и которым нравятся воры, братья, бумеры и прочее бандитское кино, я вовсе не хотел бы угодить. К сожалению, в целом публика дуреет. Это и понятно. Ведь где воспитываются дети? В семье, на улице, в школе, наедине с книгами. Семья ослабла, улица криминализовалась, школа распустилась, книг не читают. Что это за зрители? У нас был великий зритель, воспитанный на хорошей литературе, чувствующий, думающий, многое прощающий авторам, если он видел, что они говорят важные вещи. Сейчас эти люди перестали ходить в кино, и в этом виноваты мы, кинематографисты, которые перестали отвечать на их запросы.
– Ваши зрители сидят у телевизоров и, насколько я знаю, телевизионные рейтинги ваших фильмов достаточно высоки. Телепоказ «Артистки» уж точно пройдет на «ура»…
– Грех жаловаться, однако кино все же нуждается в том, чтобы его смотрели вместе в одном зале сотни людей. А в нынешнем кинотеатральном прокате моей «Артистке» ничего не светит.
– Подавляющее большинство нынешних посетителей кинотеатров – очень молодые люди, и естественно, что их интересуют не проблемы старших, а собственные проблемы...
– Я снял много фильмов для молодых людей. И «Вертикаль», и «В поисках капитана Гранта», и «Десять негритят», да и такой лидер советского проката, как «Пираты ХХ века», был поставлен по моему сценарию.
– Почему же в таком случае вы думаете, что не сможете снять фильм для современной молодежи? Неужели «молодежь нынче не та, что в наше время»?
– Американцы нарисовали портрет зрителя, который сегодня «делает кассу». Это, как правило, подросток, как правило, неграмотный и, как правило, цветной. У меня с ним мало общего. Нравиться ему я не могу и не хочу.
– Ваши фильмы весьма разнообразны. «Пираты» – боевик, «Верткаль» – романтическая киноповесть, «Десять негритят» – триллер, «Место встречи» – детектив, «Не хлебом единым» – социально-производственный роман, «Благословите женщину» – мелодрама, а теперь впервые – комедия, почти водевиль. Это вы нарочно прыгаете от жанра к жанру?
– Вообще-то я создан для комедии. Все мои друзья знают, что я человек остроумный и смешливый. У меня два спектакля идут в театрах – оба комедийные. Но для кинокомедии до сих пор не было материала. А тут попался этот сценарий Валерия Мухарьямова, и я понял: вот оно. Попадется еще один – сниму еще одну смешливую картину, если, конечно, хватит здоровья.
– Тогда почему у вас такой серьезный вид? Вас скорее можно принять за проповедника, чем за комедиографа…
– А вы когда-нибудь видели несерьезных на вид людей, которые умели насмешить?
– Конечно. Крамаров, Галкин, Задорнов…
– Ну, значит, я из другого ряда. Чарли Чаплин, Макс Линдер, Михаил Зощенко. Это вас устраивает?